Сфера услуг

Услуга – действия определенной потребительской ценности и стоимости. Процесс потребления и производства одновременно. Самую большую долю в сфере услуг занимают финансовые услуги (инвестиции, кредит, лизинг, страхование, денежные переводы). Основными формами услуг для предпринимательства являются: менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» (обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации) и др. Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту. Специфической отраслью услуг является международный туризм. Торговля услугами - важная часть мирохозяйственных связей. Рост потребностей в услугах непосредственно связан с научно-техническим прогрессом и повышением экономической эффективности производства. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично растет. На сферу услуг приходится: в США - 73% рабочих мест, в ФРГ - 41, в Италии - 35%. Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК. Сфера услуг – это сфера мирового хозяйства, не производящая материальные ценности. Развитие этой самостоятельной сферы было обусловлено рядом причин:существует необходимость в обслуживании жизнедеятельности человека, доходы членов общества существенно возросли, увеличились и расширились потребности и желания общества, уровень развития материальных отношений в мире потребовал выделения сферы услуг как самостоятельного сектора экономики. Сфера услуг представлена основными отраслями:торговля, транспорт и связь, туризм, финансово-кредитные услуги, государственное управление, прочие услуги. Уровень развития сферы услуг свидетельствует об уровне развития страны: в индустриально развитых странах доля сферы услуг составляет 60-75%, в развивающихся странах 25% и меньше. Основными тенденциями в последнее время в сфере услуг стали:выделение самостоятельной подотрасли научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР), усиливается процесс увеличения перелива капитала из отраслей материальной сферы в сферу услуг, в самой сфере происходит увеличение значения финансово-кредитных операций, которые приобретают ведущее значение. Современные тенденции развития сферы услуг в начале XX века круг предоставляемых услуг был ограничен, а в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный массив домашней прислуги. Ныне насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО) - от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда. Рост взаимодействия и взаимопроникновения вещной продукции и услуг идет нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудо-функции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно-технического, административного и другого персонала и степень его участия в производстве вещного продукта. мере роста производства товаров и услуг многократно разветвляются усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, |вещном производстве расходы на услуги становятся все более крупой статьей общих производственных издержек. В последние десятилетия XX в. взаимосвязь двух типов хозяйственной деятельности поднимается на новую ступень: в новых технологиях универсального применения услуги и вещный продукт практически неразделимы, сливаются воедино. Наиболее рельефно это взаимопроникновение выражено в отраслях услуг информационно-коммуникационного комплекса, медиабизнесе, издательском деле. Исторически большинство услуг, за исключением транспорта и связи, длительное время развивались как бы в стороне от технического прогресса, опираясь в основном на использование трудовых ресурсов и несложных, иногда даже примитивных технологий, и эта ситуация до последнего времени менялась довольно медленно. Новая волна научно-технического прогресса захватила и эту сферу, и услуги стали широчайшим полем для применения его последних достижений, прежде всего электроники и информационно-коммуникативных технологий ИКТ). Новые Технологии позволяют передавать услуги на любое расстояние и в любое время, накапливать их и хранить в закодированном виде на материальных носителях или в электронной форме. На основе новых технологий становятся реальностью непосредственные контакты на расстоянии потребителей и производителей таких прежде территориально фиксированных услуг, как образование, медицина, культурно-развлекательные, юридические, страховые, консалтинг т. д. Интенсивным технологическим изменениям подвержены не только новые, но и традиционные отрасли - транспорт, торговля; буквально преображаются в прошлом крайне далекие от техники сферы - медицина, финансовые услуги, а также библиотеки, музеи, театры, эстрада, Развлекательные парки и т. д. Для этой сферы особенно важно приме-ение научных подходов и решений в организационно-управленческой области вследствие особо сильного влияния этого фактора на эффективность в высокотрудоемких отраслях, да и технологические нововвеения зачастую не дают здесь должного эффекта без сопутствующей организационно-структурной перестройки бизнеса.


Другое по теме:

Бунт 1905 года
К концу XIX века население Боровска достигло 10 тысяч человек. Однако уже в 1890-х гг. развитие города замедлилось. Одной из основных причин этого стала удаленность от железнодорожных путей. Накануне ...

Национальные жилища
Казацкий дом Наиболее распространённым типом дома в IXX — начале XX веках были двух- и трёхкамерные дома (изба — сени, изба — сени — изба). Внутренний план избы представлен разными вариантами, чаще в ...

Лингвистическая характеристика
Итальянский язык образовался из латинских говоров простонародья Италии (Lingua romana rustica). В литературе он впервые встречается около конца XII в. (Lingua volgare в противоположность латинскому). ...