Статьи » Экономико-географическая характеристика Казахстана » Классификация геосистем по Сочава. Геомера и геохора

Классификация геосистем по Сочава. Геомера и геохора

Геосистема (от греч. geo - Земля и systems - целое, составленное из частей) - фундаментальная категория геоэкологии. 1) по В. Б. Сочаве, который ввел понятие, геосистема - особый класс управляющих систем, земное пространство всех размерностей, где отдельные компоненты природы (геоморфологические, климатические, гидрологические и др. и экосистемы) находятся в системной связи друг с другом - объединены процессами гравитационного перемещения твердого материала, влагооборотом, биогенной миграцией хим. элементов, взаимодействуют с космической сферой и человеческим обществом как определенная целостность. По данной трактовке геосистема выступает как синоним терминов «географический ландшафт» (в его общем понимании) и «природный территориальный комплекс». Такая трактовка не может быть принята, т. к. большинство геоситем ландшафтными комплексами не являются; 2) сложные земные образования, включающие в себя одновременно элементы природы, населения и хозяйства. Целостность таких образований определяется с помощью указаний на прямые, обратные и преобразованные связи между хозяйством, населением и природой. Если следовать этой трактовке, геосистемами не являются не только компонентные и межкомпонентные геосистемы, но и ландшафтные комплексы; 3) природные, социально-экономические, природно-технические и другие территориальные системы: территориально-производственный комплекс, системы расселения, территориальные рекреационные системы и т. д. ; 4) все объекты, изучаемые науками о Земле. Во всех случаях в основе формирования геосистем лежат процессы энерго-массо-информационного обмена. Геосистемы являются открытыми, находящимися в постоянной вещественно-энергетической связи с внешней средой образованиями. Этой средой для них служат глубинные структуры земной коры, атмосфера (выше приземного слоя воздуха), внеземной космос, геосистемы более высокого ранга и ландшафтная оболочка в целом, социум. Термин «геосистема» целесообразно применять в качестве родового, предваряя его «видовым» прилагательным: природная геосистема, антропогенная геосистема, социально-экономическая геосистема и др. Общим признаком геосистем, вне зависимости от трактовок, является объединение потоками вещества и энергии, т. к. любая территориальная система обнаруживает свойства целостности в том случае, если отдельные элементы ее структуры связаны меду собой потоками вещества и энергии. В. Б. Сочава (1975) среди геосистем также различает типологические и региональные комплексы, при этом типологические он называет геомерами, а территориальные – геохорами. Можно говорить о конкретной фации как об элементарном выделе – геохоре, но можно говорить и о типе фаций – геомере. Можно говорить о конкретном урочище как об элементарном конкретном выделе – геохоре, но можно говорить и о типе урочищ – геомере. Типологические и территориальные единицы можно выделять на уровне местностей, ландшафтных районов и т. д. Следует заметить, однако, что по мере увеличения ранга выдела степень типизируемости геохор снижается. На уровне физико-географических провинций и областей типологическое объединение геохор в геомеры вообще вряд ли целесообразно.


Другое по теме:

Антропологическая характеристика
Население составляет 58 261 971 человек (1995), средняя плотность населения около 195 человек на км2. В основном жители страны - итальянцы (98%), другие этнические группы: немцы, французы, словенцы, ...

Юго-западная Азия и Северная Африка - «второе дыхание» исламской цивилизации. Хозяйство региона. Общая экономико-географическая характеристика
В состав региона входят 19 стран, на которые приходится до 17 % территории Азии и почти половина ее государств. Занимает он полуостров Малая Азия, Армянское и Иранское нагорья, частично Большой и Мал ...

Культура
Образование. Казахстан унаследовал свою систему образования от Советского Союза. Среднее образование является всеобщим и бесплатным; обучение начинается с 7 лет. Далее возможно продолжение образовани ...