Северный экономический район
Страница 2

Земельный фонд района составляет около 230 млн. га. Основные площади заняты лесами и оленьими пастбищами. На долю сельскохозяйственных угодий приходится лишь 2,2%.

Развитие производственных сил Северного экономического района и, в первую очередь, его промышленности традиционно опиралось на использование ресурсного потенциала. Промышленность играет ведущую роль в развитии всего хозяйственного комплекса района: производит более 80% совокупной продукции, концентрирует около 80% основных производственных фондов и 68% численности занятых в основных отраслях минерального производства. Ресурсно-сырьевая ориентация хозяйства региона предопределила его индустриальный характер и высокую долю добывающей промышленности. Вместе с тем в последние десятилетия относительно быстрыми темпами развивалась обрабатывающая промышленность. Ведущими отраслями промышленности, определяющими рыночную ее специализацию, выступают отрасли топливно-энергетического комплекса, лесной комплекс, химическая промышленность. Развиты машиностроение и рыбная промышленность.

Топливно-энергетический комплекс базируется на топливных ресурсах Коми и Архангельской области, гидроэнергетических ресурсах небольших рек Кольского полуострова и Кольской АЭС. В связи с большой приливной волной была построена экспериментальная Кислогубская приливная электростанция на Кольском полуострове. ТЭК района является третьей топливной базой страны. Район производит около 6% нефти, порядка 10% угля, более 3% газа страны.

Лесопромышленный комплекс района охватывает лесозаготовку, деревообработку, лесохимию, целлюлозно-бумажную промышленность. Подавляющая часть древесины заготавливается в Республике Коми и на востоке Архангельской области. Центры лесопиления и деревообработки размещаются в местах пересечения сплавных рек с железными дорогами, а также в устьях рек. Основные центры деревообработки – Архангельск, Котлас, Сыктывкар, Сортавала (Карелия).

Цветная металлургия представлена производством алюминия (Кандалакша, Надвоицы), никеля, меди, кобальта (Никель, Мончегорск). В перспективе возможно развитие алюминиевой промышленности на базе Онежских бокситов.

Черная металлургия представлена Костомукшским и Ковдорским ГОКами, рудником в Оленегорске, мощным металлургическим комбинатом «Северсталь» (г. Череповец).

Химический комплекс специализируется главным образом на производстве фосфатного сырья, минеральных удобрений, различных кислот, аммиака и использует в качестве сырья как первичные, так и вторичные ресурсы. Развитие и размещение системы химических производств тесно связаны с металлургией. Крупными центрами по производству фосфатного сырья являются г. Кировск (Мурманская обл.), нефтегазопереработки – г. Ухта, по производству азотных удобрений – г. Череповец.

Машиностроение и металлообработка – одна из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей специализации промышленности района. К основным видам продукции отрасли относятся: техника и оборудование для лесного и горно-металлургического комплексов, различные плавсредства, измерительные, станкостроение, строительная и дорожная техника; производится ремонт судов.

Отраслью специализации является также рыбная промышленность – одна из старейших в данном районе. В настоящее время основной промысел рыбы ведется в Северной Атлантике. Переработка осуществляется как на судах, так и в Мурманске, Архангельске и других центрах.

Ведущей отраслью сельского хозяйства в районе является животноводство. В структуре производства сельскохозяйственной продукции на него приходится более 54%. Главным видом животноводства выступает скотоводство молочного направления, чему способствует наличие сенокосных угодий. Оно дает высококачественную продукцию, в частности знаменитое вологодское животное масло. Разводят в районе свиней, птицу, овец, на севере – оленей. В южной половине района производят зерновые: рожь, ячмень, овес; картофель, овощи, лен.

Транспортная система Северного экономического района включает все виды современного транспорта. Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится основная часть грузооборота. Основу транспортной сети составляет железнодорожный транспорт, включающий три главные магистрали: Волхов – Петрозаводск – Мурманск, Вологда – Архангельск, Коноша – Котлас – Воркута.

Широко используются водные виды транспорта – речной и морской. Внутренними естественными путями через систему каналов обеспечивается перевозка топлива, машин, стройматериалов. Морской транспорт играет важную роль в обеспечении межрайонных и внешнеэкономических связей страны. По морям, омывающим территорию района, проходит Северный морской путь, по которому осуществляется перевозка грузов вдоль Арктического побережья. Незамерзающий порт Мурманск – крупнейшая рыбная база страны. Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных экономических связей. Из района вывозятся значительные объемы различных грузов: нефти, газа, апатитовых руд, леса и лесоматериалов, цветных металлов, бумаги, картона.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Основные этапы истории географических открытий и развитие географии как науки
В течение многих веков география была описательно-познавательной наукой, задачи которой сводились к открытию и описанию ранее неизвестных стран и земель. География столетиями накапливала факты; ее гл ...

Деревянные дома в архитектурном ансамбле Томска конца XIX – начала XX в.
Районы исторической застройки Томска, в том числе районы деревянной застройки представляют собой не случайный конгломерат отдельных зданий, а целостный архитектурный ансамбль. Ансамбль улицы, застрое ...

Интервью
Интервью - наряду с анкетированием одна из разновидностей опроса при этнографических и этносоциологических исследованиях. В отличие от наблюдения и анкетирования интервью предполагает личную беседу и ...