Северный экономический район
Страница 2

Земельный фонд района составляет около 230 млн. га. Основные площади заняты лесами и оленьими пастбищами. На долю сельскохозяйственных угодий приходится лишь 2,2%.

Развитие производственных сил Северного экономического района и, в первую очередь, его промышленности традиционно опиралось на использование ресурсного потенциала. Промышленность играет ведущую роль в развитии всего хозяйственного комплекса района: производит более 80% совокупной продукции, концентрирует около 80% основных производственных фондов и 68% численности занятых в основных отраслях минерального производства. Ресурсно-сырьевая ориентация хозяйства региона предопределила его индустриальный характер и высокую долю добывающей промышленности. Вместе с тем в последние десятилетия относительно быстрыми темпами развивалась обрабатывающая промышленность. Ведущими отраслями промышленности, определяющими рыночную ее специализацию, выступают отрасли топливно-энергетического комплекса, лесной комплекс, химическая промышленность. Развиты машиностроение и рыбная промышленность.

Топливно-энергетический комплекс базируется на топливных ресурсах Коми и Архангельской области, гидроэнергетических ресурсах небольших рек Кольского полуострова и Кольской АЭС. В связи с большой приливной волной была построена экспериментальная Кислогубская приливная электростанция на Кольском полуострове. ТЭК района является третьей топливной базой страны. Район производит около 6% нефти, порядка 10% угля, более 3% газа страны.

Лесопромышленный комплекс района охватывает лесозаготовку, деревообработку, лесохимию, целлюлозно-бумажную промышленность. Подавляющая часть древесины заготавливается в Республике Коми и на востоке Архангельской области. Центры лесопиления и деревообработки размещаются в местах пересечения сплавных рек с железными дорогами, а также в устьях рек. Основные центры деревообработки – Архангельск, Котлас, Сыктывкар, Сортавала (Карелия).

Цветная металлургия представлена производством алюминия (Кандалакша, Надвоицы), никеля, меди, кобальта (Никель, Мончегорск). В перспективе возможно развитие алюминиевой промышленности на базе Онежских бокситов.

Черная металлургия представлена Костомукшским и Ковдорским ГОКами, рудником в Оленегорске, мощным металлургическим комбинатом «Северсталь» (г. Череповец).

Химический комплекс специализируется главным образом на производстве фосфатного сырья, минеральных удобрений, различных кислот, аммиака и использует в качестве сырья как первичные, так и вторичные ресурсы. Развитие и размещение системы химических производств тесно связаны с металлургией. Крупными центрами по производству фосфатного сырья являются г. Кировск (Мурманская обл.), нефтегазопереработки – г. Ухта, по производству азотных удобрений – г. Череповец.

Машиностроение и металлообработка – одна из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей специализации промышленности района. К основным видам продукции отрасли относятся: техника и оборудование для лесного и горно-металлургического комплексов, различные плавсредства, измерительные, станкостроение, строительная и дорожная техника; производится ремонт судов.

Отраслью специализации является также рыбная промышленность – одна из старейших в данном районе. В настоящее время основной промысел рыбы ведется в Северной Атлантике. Переработка осуществляется как на судах, так и в Мурманске, Архангельске и других центрах.

Ведущей отраслью сельского хозяйства в районе является животноводство. В структуре производства сельскохозяйственной продукции на него приходится более 54%. Главным видом животноводства выступает скотоводство молочного направления, чему способствует наличие сенокосных угодий. Оно дает высококачественную продукцию, в частности знаменитое вологодское животное масло. Разводят в районе свиней, птицу, овец, на севере – оленей. В южной половине района производят зерновые: рожь, ячмень, овес; картофель, овощи, лен.

Транспортная система Северного экономического района включает все виды современного транспорта. Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится основная часть грузооборота. Основу транспортной сети составляет железнодорожный транспорт, включающий три главные магистрали: Волхов – Петрозаводск – Мурманск, Вологда – Архангельск, Коноша – Котлас – Воркута.

Широко используются водные виды транспорта – речной и морской. Внутренними естественными путями через систему каналов обеспечивается перевозка топлива, машин, стройматериалов. Морской транспорт играет важную роль в обеспечении межрайонных и внешнеэкономических связей страны. По морям, омывающим территорию района, проходит Северный морской путь, по которому осуществляется перевозка грузов вдоль Арктического побережья. Незамерзающий порт Мурманск – крупнейшая рыбная база страны. Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных экономических связей. Из района вывозятся значительные объемы различных грузов: нефти, газа, апатитовых руд, леса и лесоматериалов, цветных металлов, бумаги, картона.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Внутрирегиональные различия района
1. Санкт-Петербург Санкт-Петербург - город федерального значения, важнейший после Москвы промышленный, культурный и научный центр, крупнейший транспортный узел страны, морской и речной порт. Санкт-Пе ...

Компонентный анализ
Компонентный анализ - метод характеристики целостной сущности явления посредством выявления составляющих его структурных компонентов. Широкое применение получил при изучении систем терминов родства. ...

Санитары байкала
60 видов рыб населяют Байкал. Кормом им служат ракообразные, моллюски, черви и другие мелкие организмы, выполняющие свою работу в экосистеме озера. Через стеклянное дно прогулочного катера хорошо вид ...