Экономическая оценка природных условий и ресурсов
Страница 1

Геологическое строение

Геологическое строение Западно-Сибирской равнины является следствием ее положения на одноименной плите молодой Урало-Сибирской (Центрально-Евразиатской, Урало-Тяньшан-ской) эпиполеозойсхой платформы.

Фундамент плиты представляет собой огромную депрессию с крутыми восточными и северо-восточными и по­логими южными и западными бортами. Он состоит из допалео-зойских, байкальских, каледонских и герцинских блоков. Наибо­лее древний — Иртыш-Надымский средний массив. Фундамент разбит разновозрастными глубинными разломами. Наиболее крупные — Восточно-Зауральский и Омско-Пурский (Колтогорско-Уренгойский) субмеридиональные разломы. Поверхность фундамента плиты расчленена на Внешний прибортовой пояс и Внутреннюю область, которые осложнены системой впадин и поднятий, отражающих его боковое строение.

Внешний пояс представлен склонами горно-складчатого об­рамления, полого или более круто опускающимися к централь­ной части депрессии. Фундамент в его пределах залегает неглу­боко (менее 2,5 км). Ближе всего к поверхности он подходит на крайнем юго-западе Кустанайской седловины (300—400 м). Внутренняя область разделена на две ступени. Южная ступень (Среднеобская мегантеклиза) характеризуется глубиной зале­гания фундамента от 2,5 до 4,0 км. Наиболее опущенная северная ступень плиты представляет собой Ямало-Тазовскую мегаси-неклизу (8—12 км). От Среднеобской мегантеклизы Ямало-Та-зовская мегасинеклиза отделена, по-видимому, субширотным глубинным разломом (Транссибирским), к северу от которого глубина залегания фундамента резко увеличивается от 4 до б км.

Между фундаментом и осадочным чехлом плиты залегает п е-реходный комплекс триасово-нижнеюровского воз­раста. Его образование связано со сводообразным воздыманием и растяжением фундамента, следствием чего явилось формиро­вание внутриконтинентальной рифтовой зоны с системой грабе-нообразных впадин. В этих впадинах происходило накопление осадочно-вулканогенных и осадочных угленосных континентальных толщ мощностью до 3—5 км. Магматические породы переходного комплекса представлены преимущественно базальтовыми лавами и туфами. Развитие Западно-Сибирской внутриконтинентальной рифтовой зоны не привело к образованию нового океана.

Общее погружение плиты и накопление осадочного платфор­менного чехла началось в наиболее глубокой северной части с верхнего триаса, а на остальной территории — со средней юры и носило дифференцированный характер. Формирование чех­ла в мезокайнозойское время протекало фактически непрерыв­но в условиях длительного устойчивого прогибания.

Чехол представлен переслаивающимися песчано-алевро-литовыми прибрежно-континентальными отложениями и морскими глинистыми и песчано-глинистыми толщами мощностью 3—4 км в южной части и свыше 7—8 км — в северной. Морские отложения преобладают в нижней части разреза (до нижнего олигоцена включительно) и связаны с бореальными трансгрес­сиями. Максимальные трансгрессии, охватившие почти полно­стью территорию плиты, имели место в конце юры, начале позд­него мела и палеогена.

С активизацией тектонических подвижек на платформенном этапе развития плиты связано возникновение многочисленных локальных структур, выраженных только в осадочном чехле. Установлено, что в приразломных зонах количество локальных поднятий, являющихся основными вместилищами нефти и газа, возрастает в 3—4 раза по сравнению с остальной территорией.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

КНР. Географическое положение, природа и ресурсы. Экономика Китая
Китай расположен в Восточной Азии. С востока КНР омывается водами западных морей Тихого океана. Площадь территории Китая составляет 9, 6 млн км². Китай является самой большой страной в Азии и тр ...

Экономика Западной Европы
Западная Европа - субрегион зарубежной Европы, включающий 26 государств, сильно отличающихся друг от друга по величине, государственному устройству и уровню социально-экономического развития. Западна ...

Импорт России
В Россию ввозятся в основном производственные машины и оборудование (солидная часть предназначена для добычи сырья) - более сотни млрд. долл., легковые и грузовые автомобили - десятки млрд. долл., ли ...