Казахи
Страница 2

Несколько особняком стояли представители мусульманского духовенства - муллы.

Казахи издревле придерживались ислама суннитского направления ханифитского мазхаба, Однако, многие исследователи Букеевской Орды неоднократно отмечали слабые позиции ислама среди кочевников. Хан Джангир проводил последовательную политику исламизации своих подданных. Так, в частности, при нём в Орду активно приглашались татарские муллы, увеличилось количество мечетей и мусульманских школ - мектебов. В начале XX в„ в Киргизской степи Астраханской губернии насчитывалось 120 мечетей (правда, большинство из них располагались в кочевых жилищах - юртах) и 84 мектеба для обучения казахских детей. Однако, наряду с упрочившимися позициями «официального» ислама, у астраханских казахов по сей день сохранился широкий круг представлений и обычаев, восходящих своими корнями или тесно переплетённых с доисламскими традициями, которые подверглись влиянию мусульманской религии. Это, прежде всего, исламизированное шаманство (баксылык), анимистические верования, культ предков, культ святых и их могил (стулья, авяш)-,-обряды вызывания дождя (кудай жол) и др.

Казахи делились на племена, роды (ру), родовые подразделения. Родовой состав букеевских казахов в целом напоминал родовой состав Младшего жуза, в котором насчитывалось 27 подразделений. Но из трёх основных родоплеменных групп этого жуза - «бай улы», «алим улы» и «жете ру» - в Волго-Уральское междуречье переселились в основном байулинцы - 14 родов, в т.ч. адай, алача/алаша, байбакты, бериш/берш, жаптас, иссык, маскар, исентемир, кызыл курт, ногай, тана, черши/шерши, таз, тюленгют, В меньшей степени встречаются ру алимулинцев (в частности, кита), а из последней группы «жете ру» наиболее часты представители ру табын и тама.

В конце XIX в. казахов в Астраханской губернии насчитывалось 205 820 чел. После того, как большая часть Букеевской Орды отошла к Советскому Казахстану (с 1920 г. - Казахская АССР, с 1936 - Казахская ССР), естественно сократилась и численность астраханских казахов.

Однако, на протяжении второй половины XX в. наблюдался её неуклонный рост: в 1959 г. казахов насчитывалось 70 тыс. чел., в 1989 г. - более 126 тыс., в 2002 г. - более 142 тыс. Сегодня казахи - вторая по численности группа населения в регионе. Они проживают в г Астрахани и во всех районах Астраханской области, численно преобладая в Володарском и Красноярском. Возрождаются и развиваются лучшие традиции астраханских казахов.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

История развития энергетики России
В начале ХХ в. свыше 2/3 мирового энергопотребления обеспечивалось за счет угля. В это же время в топливном балансе России дрова составляли 57%, солома — 11%, на минеральное топливо (прежде всего уго ...

Значение экологического краеведения
Одним из условий устойчивого развития Туркменистана является формирование нового экологического мышления. Оно вбирает в себя совокупность идей, взглядов, убеждений, чувств, интересов, мотиваций, наст ...

Город Дербент в X-XII вв.
Экономическое и политическое возвышение Дербента в X – середине XIII вв., бурное развитие ремесла и торговли в средневековом городе, расцвет международной торговой деятельности в Прикаспии в IX – X в ...