Статьи » Национальный костюм донской казачки » Бытовое назначение и эстетика платья-кубелька

Бытовое назначение и эстетика платья-кубелька
Страница 1

Пока мужчины занимались военной службой, все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственное воспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали те костюмы, которые могли им доставить радость. В них ярко воплощалась жажда прекрасного. В эту работу женщины вкладывали настоящий талант художника, освобождавший ее душу от тяжкой действительности. Недорогая Сауна с джакузи и бассейном

Женская одежда отличалась большим разнообразием. Основным комплексом женской одежды в конце XIX века повсеместно были юбка с кофтой. В XVIII — первой половине XIX веках были распространены у донских казачек платье-кубелек, сарафан, у уральских — косоклинный сарафан.

Характер и особенности женской одежды объясняются происхождением казачек. Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. На Нижнем и Среднем Дону, куда чаще всего попадали в качестве ясырок (пленниц) татарки, турчанки, ногайские женщины, наибольшее распространение получил комплекс женского костюма с кубелеком. В нем особенно чувствовалось влияние Востока, поскольку по покрою и форме оно напоминало татарский камзол. Обычный кубелек, был суконный и не очень длинный. Красили сукно в пестрые цвета.

Шился кубилёк из нескольких полотнищ ткани, с отрезным лифом, в талию. Передние полы и спинка делались цельными, прилегающими и соединялись подкройными бочками.

Отверстие для шеи выкраивалось в верхней части округлым, неглубоким. Сосбаривавшиеся на плечах прямые и узкие рукава заканчивались обшлагами. Снизу к лифу пришивалась широкая, присборенная, не зашитая впереди юбка.

Лиф кубилька, а иногда и весь кубилёк застегивался на металлические, серебряные или низанные жемчугом пуговицы и петли из металлической золотной или серебряной тесьмы. Параллельно им шел второй ряд пуговиц (золотых или низанных из жемчуга), который служил лишь украшением.

Кубилёк носился с простой или шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавшимися из его рукавов. Подол рубахи и ее передняя часть также были видны.

Выше талии кубилёк подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим узорным узким поясом (татауром) с пряжкой. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом

Назначение кубелька было разнообразным – это могла быть как повседневная одежда, так и праздничная. Кроме того, платье могло быть показателем благосостояния и социального статуса владелицы – у жен казачьих старшин они были особенно богато украшены, сшиты из бархата или парчи.

Кубилёк являлся женской одеждой казачек Нижнего и Среднего Дона до середины XIX века.

Широкое распространение и популярность данного вида одежды объясняется, очевидно, его практичностью, с одной стороны, и восточной яркостью, так любимой казаками, с другой.

Как повседневная одежда кубилек был удобен, так будучи сшитым из разнообразной ткани – более легкого полотна или более теплого - хорошо защищал от жары и холода, не стеснял движений во время работы. Особенности кроя такого платья позволяли изготовлять его в домашних условиях без особых трудностей, а потом его можно было легко подогнать по конкретной фигуре с минимальными затратами времени и сил, поскольку фасон был достаточно унифицирован. Девушки шили такие платья для своего преданного, одновременно постигая азы изготовления одежды и набивая руку для более сложных вещей – нарядных и свадебных костюмов.

Нарядные, богато украшенные кубельки были настоящим произведением искусства. Над ними долго работали наиболее умелые мастерицы. Часто в небогатых семьях материал для такого платья, а также различная фурнитура для украшения – бисер, жемчуг, золотое и серебряное шитье – кропотливо собирались в течение нескольких поколений, нашивались на платье постепенно. В таком характере работы над костюмом отражался принцип преемственности – платье переходило по наследству от матери к дочери, которая должна была добавить к нему что-то свое, новое, и в то же время сохранить уже завещанное от предков в целости и сохранности. Умение сохранять хрупкую дорогую вещь показывало состоятельность девушки как хозяйки, умение ее распоряжаться бережливо семейными ценностями. Ведь такое платье становилось уже не просто красивым нарядом, а своеобразным архивом, семейной летописью, по отдельным элементам которого можно было рассказать историю свадеб предыдущих членов семьи. Кроме того, кубилек являлся символом приумножения богатства – прибавляя к нему каждый раз все более богатые отделочные элементы, женщина как бы заговаривала свою будущую семью на увеличение материального благосостояния. А в случае крайней нужды или несчастья (пожара, например) платье можно было и продать, таким образом, кубилек служил и своеобразным «вложением» капитала. И еще, разумеется, платье-кубилек выступало как «презентация» своей хозяйки, то есть, глядя на него даже посторонний человек мог многое сказать о женщине – и что она хорошая хозяйка (если платье в хорошей сохранности), и что она искусная мастерица (если платье было хорошо сшито, фасон дополнялся различными более сложными деталями), и что она бережлива и живет в достатке (если платье богато и обильно украшено).

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Народный фольклор юкагиров
Фольклор юкагиров в жанровом отношении представлен волшебными (чуульдьии) и героическими (ньиэдьиил) сказками. К последним относятся легенды, исторические предания, были, а также охотничьи истории. К ...

Блины на Масленицу
Блины — блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (куть ...

Народы Южного Урала
История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обу ...