Статьи » Национальный костюм донской казачки » Бытовое назначение и эстетика платья-кубелька

Бытовое назначение и эстетика платья-кубелька
Страница 1

Пока мужчины занимались военной службой, все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственное воспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали те костюмы, которые могли им доставить радость. В них ярко воплощалась жажда прекрасного. В эту работу женщины вкладывали настоящий талант художника, освобождавший ее душу от тяжкой действительности.

Женская одежда отличалась большим разнообразием. Основным комплексом женской одежды в конце XIX века повсеместно были юбка с кофтой. В XVIII — первой половине XIX веках были распространены у донских казачек платье-кубелек, сарафан, у уральских — косоклинный сарафан.

Характер и особенности женской одежды объясняются происхождением казачек. Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. На Нижнем и Среднем Дону, куда чаще всего попадали в качестве ясырок (пленниц) татарки, турчанки, ногайские женщины, наибольшее распространение получил комплекс женского костюма с кубелеком. В нем особенно чувствовалось влияние Востока, поскольку по покрою и форме оно напоминало татарский камзол. Обычный кубелек, был суконный и не очень длинный. Красили сукно в пестрые цвета.

Шился кубилёк из нескольких полотнищ ткани, с отрезным лифом, в талию. Передние полы и спинка делались цельными, прилегающими и соединялись подкройными бочками.

Отверстие для шеи выкраивалось в верхней части округлым, неглубоким. Сосбаривавшиеся на плечах прямые и узкие рукава заканчивались обшлагами. Снизу к лифу пришивалась широкая, присборенная, не зашитая впереди юбка.

Лиф кубилька, а иногда и весь кубилёк застегивался на металлические, серебряные или низанные жемчугом пуговицы и петли из металлической золотной или серебряной тесьмы. Параллельно им шел второй ряд пуговиц (золотых или низанных из жемчуга), который служил лишь украшением.

Кубилёк носился с простой или шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавшимися из его рукавов. Подол рубахи и ее передняя часть также были видны.

Выше талии кубилёк подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим узорным узким поясом (татауром) с пряжкой. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом

Назначение кубелька было разнообразным – это могла быть как повседневная одежда, так и праздничная. Кроме того, платье могло быть показателем благосостояния и социального статуса владелицы – у жен казачьих старшин они были особенно богато украшены, сшиты из бархата или парчи.

Кубилёк являлся женской одеждой казачек Нижнего и Среднего Дона до середины XIX века.

Широкое распространение и популярность данного вида одежды объясняется, очевидно, его практичностью, с одной стороны, и восточной яркостью, так любимой казаками, с другой.

Как повседневная одежда кубилек был удобен, так будучи сшитым из разнообразной ткани – более легкого полотна или более теплого - хорошо защищал от жары и холода, не стеснял движений во время работы. Особенности кроя такого платья позволяли изготовлять его в домашних условиях без особых трудностей, а потом его можно было легко подогнать по конкретной фигуре с минимальными затратами времени и сил, поскольку фасон был достаточно унифицирован. Девушки шили такие платья для своего преданного, одновременно постигая азы изготовления одежды и набивая руку для более сложных вещей – нарядных и свадебных костюмов.

Нарядные, богато украшенные кубельки были настоящим произведением искусства. Над ними долго работали наиболее умелые мастерицы. Часто в небогатых семьях материал для такого платья, а также различная фурнитура для украшения – бисер, жемчуг, золотое и серебряное шитье – кропотливо собирались в течение нескольких поколений, нашивались на платье постепенно. В таком характере работы над костюмом отражался принцип преемственности – платье переходило по наследству от матери к дочери, которая должна была добавить к нему что-то свое, новое, и в то же время сохранить уже завещанное от предков в целости и сохранности. Умение сохранять хрупкую дорогую вещь показывало состоятельность девушки как хозяйки, умение ее распоряжаться бережливо семейными ценностями. Ведь такое платье становилось уже не просто красивым нарядом, а своеобразным архивом, семейной летописью, по отдельным элементам которого можно было рассказать историю свадеб предыдущих членов семьи. Кроме того, кубилек являлся символом приумножения богатства – прибавляя к нему каждый раз все более богатые отделочные элементы, женщина как бы заговаривала свою будущую семью на увеличение материального благосостояния. А в случае крайней нужды или несчастья (пожара, например) платье можно было и продать, таким образом, кубилек служил и своеобразным «вложением» капитала. И еще, разумеется, платье-кубилек выступало как «презентация» своей хозяйки, то есть, глядя на него даже посторонний человек мог многое сказать о женщине – и что она хорошая хозяйка (если платье в хорошей сохранности), и что она искусная мастерица (если платье было хорошо сшито, фасон дополнялся различными более сложными деталями), и что она бережлива и живет в достатке (если платье богато и обильно украшено).

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Вслед за Раскольниковым
Давайте же пройдемся по тем же улицам вслед за Достоевским. Но не для того, чтобы отсчитать 730 шагов от дома Раскольникова до дома Алены Ивановны или 13 ступенек, ведущих в каморку бывшего студента. ...

Геосистемно – бассейновый подход в географии – интегрирующий методологический подход к комплексному изучению природной среды
Геосистемно-бассейновый подход сфорулирован в условиях 21 века, когда начинается проблема загрязнения воды и воздуха. Практически все реки за посл. 20-30 лет зарегулированы. Сток оказывается под возд ...

Правление Владимира Андреевича Храброго. Нашествие Мамая
1380 год знаменателен не только для России, но и для Боровска. Именно сюда послал гонцов великий князь Московский Дмитрий с известием о нашествии на Русь полчищ Мамая. Ведь Владимир Андреевич приходи ...