Статьи » Национальный костюм донской казачки » Роль народного костюма в изучении традиционной культуры

Роль народного костюма в изучении традиционной культуры

Значение исследования особенностей костюма того или иного народа для понимания его культуры огромно, ведь национальный костюм, наряду с языком, мифом и обрядом, чаще всего образовывал единую знаковую систему. Одним из первых исследователей, обративших внимание на это обстоятельство, был П.Г. Богатырев, выделивший в народном и историческом костюмах практическую утилитарную, эстетическую, социальную, половую и моральную функции[5]. Они все взаимосвязаны между собой и дают нам огромное количество информации о менталитете конкретного народа.

Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан. Многозначность одежды представляет собой широкое исследовательское поле. Профессор Калашникова Н.М. в частности отмечает: «Являясь частью культурного пространства человека, одежда отражала изменения в его существовании на уровне представлений о ней, либо на функциональном уровне. Поэтому при рассмотрении народного костюма как возможной структуры традиционного комплекса одежды, последняя, с одной стороны, оказывалась пространством, в котором разворачивалось бытие человека, а с другой — в нем происходила трансформация форм одежды, являющаяся следствием действия многообразия культурных кодов, прочтение которых требовало определенных знаний»[6]. Прежде всего, это ритуалы жизненного цикла, которым соответствует «родины – свадьба – похороны».

Фундаментальные работы в области изучения народного костюма практически всех регионов России позволяют констатировать сохранение традиционного характера одежды у многих этносов вплоть до 1920-30-х годов и даже до середины ХХ в., что объяснялось определенной системой жизнеобеспечения, консервативностью жизненного уклада крестьянства, устойчивостью связанных с ним обычаев, передававшихся из поколения в поколение.

В традиционной одежде донских казачек – платье-кубельке отразилась история казачества, его близкий контакт с тюркскими народами, многие поколения смешенных браков. Платье выражало представление донских женщин о красоте, служило связующим звеном между разными поколениями семьи, выступало символом материального благополучия. Кубилек был также показателем и социального статуса женщины, и ее личных качеств, как хозяйки и рукодельницы.

Знаковые функции кубилька максимально сохранялись в ритуальных, праздничном и свадебном костюмах. Отношение к такой одежде было особенное: их богаче украшали, тщательнее хранили. Существенное значение придавалось и атрибутам костюма.


Другое по теме:

Теплая или холодная зима - отчего это бывает
Зимние будничные сценки из жизни Голландии XVII века, отраженные на многих полотнах фламандских живописцев, могут служить одним из наглядных доказательств нынешнего существенного потепления климата. ...

Климат
Климат Антарктиды полярный континентальный. Несмотря на то, что в Центральной Антарктиде зимой в течении нескольких месяцев продолжается полярная ночь, годовая суммарная радиация приближается к годов ...

Удар по экономике Сочи
До 50% населения Сочи имеет частный бизнес, связанный с курортниками. С деятельностью санаторно-курортной сферы, так или иначе связаны до четверти трудоспособных жителей города. Превращение города в ...