Статьи » Национальный костюм донской казачки » Роль народного костюма в изучении традиционной культуры

Роль народного костюма в изучении традиционной культуры

Значение исследования особенностей костюма того или иного народа для понимания его культуры огромно, ведь национальный костюм, наряду с языком, мифом и обрядом, чаще всего образовывал единую знаковую систему. Одним из первых исследователей, обративших внимание на это обстоятельство, был П.Г. Богатырев, выделивший в народном и историческом костюмах практическую утилитарную, эстетическую, социальную, половую и моральную функции[5]. Они все взаимосвязаны между собой и дают нам огромное количество информации о менталитете конкретного народа.

Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан. Многозначность одежды представляет собой широкое исследовательское поле. Профессор Калашникова Н.М. в частности отмечает: «Являясь частью культурного пространства человека, одежда отражала изменения в его существовании на уровне представлений о ней, либо на функциональном уровне. Поэтому при рассмотрении народного костюма как возможной структуры традиционного комплекса одежды, последняя, с одной стороны, оказывалась пространством, в котором разворачивалось бытие человека, а с другой — в нем происходила трансформация форм одежды, являющаяся следствием действия многообразия культурных кодов, прочтение которых требовало определенных знаний»[6]. Прежде всего, это ритуалы жизненного цикла, которым соответствует «родины – свадьба – похороны».

Фундаментальные работы в области изучения народного костюма практически всех регионов России позволяют констатировать сохранение традиционного характера одежды у многих этносов вплоть до 1920-30-х годов и даже до середины ХХ в., что объяснялось определенной системой жизнеобеспечения, консервативностью жизненного уклада крестьянства, устойчивостью связанных с ним обычаев, передававшихся из поколения в поколение.

В традиционной одежде донских казачек – платье-кубельке отразилась история казачества, его близкий контакт с тюркскими народами, многие поколения смешенных браков. Платье выражало представление донских женщин о красоте, служило связующим звеном между разными поколениями семьи, выступало символом материального благополучия. Кубилек был также показателем и социального статуса женщины, и ее личных качеств, как хозяйки и рукодельницы.

Знаковые функции кубилька максимально сохранялись в ритуальных, праздничном и свадебном костюмах. Отношение к такой одежде было особенное: их богаче украшали, тщательнее хранили. Существенное значение придавалось и атрибутам костюма.


Другое по теме:

Четыре зоны Китай-города
Несмотря на разрушение стены, Китай-город остается особой, изолированной территорией Москвы. Он четко отделяется от остальных районов полукольцом центральных площадей – Ногина, Старой, Новой, Дзержин ...

Памятники первобытной культуры на территории Дальнего Востока. Центры наскального рисунка
В неолите у племен Приамурья и Приморья выявилось яркое, самобытное искусство. Оно проявилось не только в оригинальной орнаментике на глиняной посуде, но и в рисунках на камнях. Известно несколько «к ...

Культура прусских литовцев середины XVI – середины XIX в.
Развитие письменности в Литве долгое время было связано с религиозными разногласиями между католиками и протестантами. Литовская литература того времени развивалась параллельно в Литве и Восточной Пр ...