Статьи » Национальный костюм донской казачки » Роль народного костюма в изучении традиционной культуры

Роль народного костюма в изучении традиционной культуры

Значение исследования особенностей костюма того или иного народа для понимания его культуры огромно, ведь национальный костюм, наряду с языком, мифом и обрядом, чаще всего образовывал единую знаковую систему. Одним из первых исследователей, обративших внимание на это обстоятельство, был П.Г. Богатырев, выделивший в народном и историческом костюмах практическую утилитарную, эстетическую, социальную, половую и моральную функции[5]. Они все взаимосвязаны между собой и дают нам огромное количество информации о менталитете конкретного народа.

Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан. Многозначность одежды представляет собой широкое исследовательское поле. Профессор Калашникова Н.М. в частности отмечает: «Являясь частью культурного пространства человека, одежда отражала изменения в его существовании на уровне представлений о ней, либо на функциональном уровне. Поэтому при рассмотрении народного костюма как возможной структуры традиционного комплекса одежды, последняя, с одной стороны, оказывалась пространством, в котором разворачивалось бытие человека, а с другой — в нем происходила трансформация форм одежды, являющаяся следствием действия многообразия культурных кодов, прочтение которых требовало определенных знаний»[6]. Прежде всего, это ритуалы жизненного цикла, которым соответствует «родины – свадьба – похороны».

Фундаментальные работы в области изучения народного костюма практически всех регионов России позволяют констатировать сохранение традиционного характера одежды у многих этносов вплоть до 1920-30-х годов и даже до середины ХХ в., что объяснялось определенной системой жизнеобеспечения, консервативностью жизненного уклада крестьянства, устойчивостью связанных с ним обычаев, передававшихся из поколения в поколение.

В традиционной одежде донских казачек – платье-кубельке отразилась история казачества, его близкий контакт с тюркскими народами, многие поколения смешенных браков. Платье выражало представление донских женщин о красоте, служило связующим звеном между разными поколениями семьи, выступало символом материального благополучия. Кубилек был также показателем и социального статуса женщины, и ее личных качеств, как хозяйки и рукодельницы.

Знаковые функции кубилька максимально сохранялись в ритуальных, праздничном и свадебном костюмах. Отношение к такой одежде было особенное: их богаче украшали, тщательнее хранили. Существенное значение придавалось и атрибутам костюма.


Другое по теме:

Факторы размещения производства Северного Казахстана. Инвестиционная политика региона. Промышленные узлы. Горнодобывающая пром-ть и ее роль в развитии экономики РК
В состав Северного Казахстана входят след. области: Акмолинская, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская области. Сев. Каз. в основном специализируется на добыче железной руды, угля, произво ...

Сохраненная память Пензы.
В отличие от старинных городов России Пскова, Новгорода, Владимира, Ярославля, Москвы, Рязани, где архитектурные шедевры создают неповторимый колорит их облика, Пенза имеет очень скромную архитектурн ...

Предсказание погоды: история и современность
С древних времен и до нашего времени дошли различные мифы о погоде, созданные народами давно исчезнувших цивилизаций. В грозных явлениях природы: извержениях вулканов, вспышках молний, раскатах грома ...