Приволжские калмыкиСтраница 1
Приволжские калмыки (тюрк, кадмак - «оставшиеся» (язычниками); историческое самоназвание «ойраты», современное самоназвание «хальмг») - общее название для части западно-монгольских, или ойратских племен (в основном, торгоутов, или тургутов, также дербетов, хошоутов, гаи хошеутов, хойтов и др.), переселившихся в Нижнее Поволжье в XVII в Переселению этих племен из алтайских степей в наш регион предшествовал длительный процесс формирования этнических, культурных и социально- экономических особенностей ойратского этноса, который начал формироваться ещё в эпоху империи Чингисхана. К концу XVI в. складывается крайне неблагоприятная для ойратов внешнеполитическая ситуация. Их кочевья (верховья Ишима, левобережье Иртыша, оз. Зайсан) были окружены враждебными кочевыми и оседлыми феодальными ханствами и княжествами, закрывавшими ойратам путь к среднеазиатским и китайским рынкам, угрожавшим целостности союза.
В результате сложной социально-политической ситуации в конце XVI столетия в Западной Монголии - недостаток пастбищных территорий, обострение междоусобной борьбы в ойратском союзе, внешнеполитические осложнения главы ойратских племен торгоутов и дербетов продвигают свои кочевья на север и северо-запад, в пределы Южной и Западной Сибири - к Таре, Тюмени, Тоболу. Уже в 1570-х гг. ойраты впервые подошли к российским владениям в Сибири. Однако, официальное начало русско-ойратских отношений относится к 1606 г., когда в сибирском городе Таре появился посол торгоутского тайши Хо-Урлюка, просивший разрешения кочевать по рекам Камышлову и Ишиму и торговать в Таре. В 1607 г. послы дербетских и торгоутских тайш в Таре принесли шерть2 и просили разрешения кочевать в верховьях Иртыша. А в 1608 г. ойратское посольство было жаловано в Москве царём Василием Ивановичем Шуйским и принесло новые шерти, В 1620-х гг. ойратский союз делился на две группировки: северо-западную (на р. Омь и в районе г. Тара; во главе с Хо-Урлюком и дербетским тайшой Далай-Батыром) и юго-западную (в верховьях Иртыша; во главе с хошоутским тайшой Байбагасом и чоросским тайшой Хара-Хулой).
Обострение социально-политической ситуации в ойратском союзе в первой четверти XVII в. приводит к откочевке группировки торгоутского тайши Хо-Урлюка в междуречье рек Яика (Урала) и Волги, на территорию распадавшейся Большой Ногайской Орды. В 1628 г. торгоуты форсировали Ят и вторглись во владения ногаев. К 1632 г. Хо-Урлюк утвердил свою ставку на Волге. В 1634 г. Хо-Урлюк окончательно разгромил Большую Ногайскую Орду. Таким образом, к середине 1630-х гг. почти всё Волго-Уральское междуречье находилось в руках калмыков.
В 1644 г. Хо-Урлюк форсировал Волгу и начал распространять своё влияние в степном Предкавказье, однако в этом же году он погиб в Кабарде. Хо-Урлюку наследовал его сын Дайчин, или Шукур-Дайчин. Он стал верховным тайшой калмыков и правил с 1644 по 1661 гг. В 1655, 1657 и 1661 гг. Шукур-Дайчин принёс несколько шертей России, обязуясь быть «в послушании», не нападать на российские города, не сноситься с К рымским ханством и Османской империей, выдать заложников-аманатов. В 1661 г. Дайчин передал власть своему сыну Мончаку, однако, вскоре между отцом и сыном началась междоусобица.
К концу 1650 - началу 1660-х гг. калмыки заняли, пространства от Яика до Дона, от Царицына до р. Кумы. На протяжении второй половины XVII - первой половины XVIII в. к торгоутам - «приволжским калмыкам» продолжали прибывать отдельные группы ойратов.
Во второй половине XVII в. в Волго-Уральском междуречье возникло Калмыцкое ханство. Вопрос о времени его образования до сих пор вызывает споры среди исследователей. Одни считают, что первым среди калмыцких тайшей ханский титул принял Шукур-Дайчин. Другие утверждают, что о начале Калмыцкого ханства можно говорить с 1664 г., когда, при поддержке России, правителем калмыков стал сын Шукур- Дайчина Мончак (1664-1669). Правда, российская сторона, хоть и наделившая Мончака символами государственной власти (булавой и царским знаменем), не признала его ханом. По мнению третьих, ханский период начался с 1690 г., когда сын Мончака Аюка был наречён Далай- ламой (главой приверженцев тибетского буддизма) ханом всех калмыков (Россия признала этот факт в начале XVIII в.). Калмыцкое ханство, таким образом, формировалось во второй половины XVII столетия в результате длительного социально-политического процесса, характеризовавшегося междоусобными противоречиями в торгоутском племенном объединении, формированием системы политических отношений между калмыцкой аристократией и российским правительством, определением границ кочевий и политического статуса в Российском государстве.
В Калмыцком ханстве действовало своё законодательство - «Ихи цааджин бичиг» («Великое степное уложение»), принятое в 1640 г. на сьеда. владетелей в Джунгарии, на котором присутствовали Хо-Урлюк с сыном Шукур-Дайчином. На основании этого свода законов функционировал калмыцкий суд Зарго.
Другое по теме:
Байкал для туристов
Сегодня все, что связано с Байкалом, вызывает неподдельный интерес не только в нашей стране, но и за рубежом. За последнее десятилетие Байкал стал магнитом для многих туристов. Относительно хорошо со ...
Край и люди
У берегов Каспийского моря, в юго-восточной части Закавказья находится Азербайджанская республика. Азербайджан в переводе означает «Страна огня» или точнее «Страна владыки огня». На протяжении разных ...
Этническая история крымчаков
Этническая история крымчаков как этноконфессиональной общности насчитывает почти 500 лет. Эта эпоха подразделяется на ряд периодов, связанных с государственностью на территории Крымского полуострова, ...