Приволжские калмыки
Страница 1

Приволжские калмыки (тюрк, кадмак - «оставшиеся» (язычниками); историческое самоназвание «ойраты», современное самоназвание «хальмг») - общее название для части западно-монгольских, или ойратских племен (в основном, торгоутов, или тургутов, также дербетов, хошоутов, гаи хошеутов, хойтов и др.), переселившихся в Нижнее Поволжье в XVII в Переселению этих племен из алтайских степей в наш регион предшествовал длительный процесс формирования этнических, культурных и социально- экономических особенностей ойратского этноса, который начал формироваться ещё в эпоху империи Чингисхана. К концу XVI в. складывается крайне неблагоприятная для ойратов внешнеполитическая ситуация. Их кочевья (верховья Ишима, левобережье Иртыша, оз. Зайсан) были окружены враждебными кочевыми и оседлыми феодальными ханствами и княжествами, закрывавшими ойратам путь к среднеазиатским и китайским рынкам, угрожавшим целостности союза.

В результате сложной социально-политической ситуации в конце XVI столетия в Западной Монголии - недостаток пастбищных территорий, обострение междоусобной борьбы в ойратском союзе, внешнеполитические осложнения главы ойратских племен торгоутов и дербетов продвигают свои кочевья на север и северо-запад, в пределы Южной и Западной Сибири - к Таре, Тюмени, Тоболу. Уже в 1570-х гг. ойраты впервые подошли к российским владениям в Сибири. Однако, официальное начало русско-ойратских отношений относится к 1606 г., когда в сибирском городе Таре появился посол торгоутского тайши Хо-Урлюка, просивший разрешения кочевать по рекам Камышлову и Ишиму и торговать в Таре. В 1607 г. послы дербетских и торгоутских тайш в Таре принесли шерть2 и просили разрешения кочевать в верховьях Иртыша. А в 1608 г. ойратское посольство было жаловано в Москве царём Василием Ивановичем Шуйским и принесло новые шерти, В 1620-х гг. ойратский союз делился на две группировки: северо-западную (на р. Омь и в районе г. Тара; во главе с Хо-Урлюком и дербетским тайшой Далай-Батыром) и юго-западную (в верховьях Иртыша; во главе с хошоутским тайшой Байбагасом и чоросским тайшой Хара-Хулой).

Обострение социально-политической ситуации в ойратском союзе в первой четверти XVII в. приводит к откочевке группировки торгоутского тайши Хо-Урлюка в междуречье рек Яика (Урала) и Волги, на территорию распадавшейся Большой Ногайской Орды. В 1628 г. торгоуты форсировали Ят и вторглись во владения ногаев. К 1632 г. Хо-Урлюк утвердил свою ставку на Волге. В 1634 г. Хо-Урлюк окончательно разгромил Большую Ногайскую Орду. Таким образом, к середине 1630-х гг. почти всё Волго-Уральское междуречье находилось в руках калмыков.

В 1644 г. Хо-Урлюк форсировал Волгу и начал распространять своё влияние в степном Предкавказье, однако в этом же году он погиб в Кабарде. Хо-Урлюку наследовал его сын Дайчин, или Шукур-Дайчин. Он стал верховным тайшой калмыков и правил с 1644 по 1661 гг. В 1655, 1657 и 1661 гг. Шукур-Дайчин принёс несколько шертей России, обязуясь быть «в послушании», не нападать на российские города, не сноситься с К рымским ханством и Османской империей, выдать заложников-аманатов. В 1661 г. Дайчин передал власть своему сыну Мончаку, однако, вскоре между отцом и сыном началась междоусобица.

К концу 1650 - началу 1660-х гг. калмыки заняли, пространства от Яика до Дона, от Царицына до р. Кумы. На протяжении второй половины XVII - первой половины XVIII в. к торгоутам - «приволжским калмыкам» продолжали прибывать отдельные группы ойратов.

Во второй половине XVII в. в Волго-Уральском междуречье возникло Калмыцкое ханство. Вопрос о времени его образования до сих пор вызывает споры среди исследователей. Одни считают, что первым среди калмыцких тайшей ханский титул принял Шукур-Дайчин. Другие утверждают, что о начале Калмыцкого ханства можно говорить с 1664 г., когда, при поддержке России, правителем калмыков стал сын Шукур- Дайчина Мончак (1664-1669). Правда, российская сторона, хоть и наделившая Мончака символами государственной власти (булавой и царским знаменем), не признала его ханом. По мнению третьих, ханский период начался с 1690 г., когда сын Мончака Аюка был наречён Далай- ламой (главой приверженцев тибетского буддизма) ханом всех калмыков (Россия признала этот факт в начале XVIII в.). Калмыцкое ханство, таким образом, формировалось во второй половины XVII столетия в результате длительного социально-политического процесса, характеризовавшегося междоусобными противоречиями в торгоутском племенном объединении, формированием системы политических отношений между калмыцкой аристократией и российским правительством, определением границ кочевий и политического статуса в Российском государстве.

В Калмыцком ханстве действовало своё законодательство - «Ихи цааджин бичиг» («Великое степное уложение»), принятое в 1640 г. на сьеда. владетелей в Джунгарии, на котором присутствовали Хо-Урлюк с сыном Шукур-Дайчином. На основании этого свода законов функционировал калмыцкий суд Зарго.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Цыганский закон в России
В России проживает несколько цыганских народностей, и их правила местами расходятся, но в общем и целом цыганский закон для цыган России совпадает. Меньше всего правил для поведения в нецыганском общ ...

Титульный этнос Республики Алтай
Алтайцы являются титульным этносом Республики Алтай. Они, как было сказано, делятся на северных и южных алтайцев. К северным алтайцам принято относить тубаларов, челканцев, кумандинцев, а к южным - т ...

История становления главных улиц Харькова: этапы и современные тенденции
До нынешней площади Свободы застройка Сумской улицы дошла в середине прошлого столетия. В этом районе стали поселяться представители духовенства, интеллигенции, лиц свободных профессий - юристов, вра ...