Статьи » Братья Клодт и Самара » Судьба семьи после первой мировой

Судьба семьи после первой мировой
Страница 1

Перед 1-й мировой войной семья Клодтов покинула страну, так как опасалась репрессий по национальному признаку со стороны царских властей. Обосновались в Германии, в город Годенсберг на Рейне, небольшим пригороде Бонна. Но в 1914г., в возрасте 70 лет умер, не дождавшись возвращения на родину, Карл Андреевич Клодт, завещав похоронить его как самарского купца, на его могиле в Бонне русскими буквами выбита надпись: «Самарский купец Карл Андреевич Клодт».

Любовь к России, воспитанная с детства, привела к тому, что Леонид бросил учебу в университете и вернулся из Германии в охваченную революционным бедствием страну. Идея революционного преобразования мира была, близка студенту Гейдельберга. Добровольцем он вступил в Красную Армию и всю гражданскую войну служил командиром и переводчиком. Имея экономическое образование, работал на оборонных заводах Чапаевска и Пензы, был корреспондентом газеты. Будучи ценным специалистом, получил от советской власти мандат, повелевавший оказывать ему всяческое содействие как, безусловно, надежному, порядочному и ценному руководителю.[6]

Работая на военном заводе в Чапаевске, он встретил свою любовь — Веру Семеновну, которая работала у него секретарем. Все было хорошо в семье Клодтов, но в трагическом для России 1941г. злая воля Сталина сыграла с ними несправедливую «шутку». По национальному признаку - немцы - все члены этой семьи, как и тысячи других поволжских немцев, были арестованы и сосланы в страну «Архипелаг Гулаг». Анна Петровна, Леонид Карлович, Вера Семеновна и Лев Леонидович Клодты попали в лагеря Казахстана.

Леонид Карлович, был расстрелян в Казахстане с формулировкой «германский шпион» летом 1942г.

Восьмидесятилетняя супруга Карла Андреевича Клодта - Анна Петровна - умерла в местах заключения. Лев Леонидович, был сослан на Урал на лесозаготовки. Молодому городскому пареньку ни разу, не видевшему тайгу, пришлось наравне с взрослыми зэками валить лес, рубить сучья. Он смог все же вернуться в родной город спустя несколько лет после войны благодаря хлопотам своего дяди Виталия Семёновича Сидоренко, который прописал его к себе. Он не только вернулся в Куйбышев (бывшую Самару), но и, дождавшись хрущевской «оттепели», полностью добился реабилитации для своего отца и восстановления чести семьи Клодтов. По профессии Лев Леонидович был инженером-электриком, и в этом прослеживается преемственность (от электротехнической Конторы братьев Клодт); работал на заключительном этапе строительства Куйбышевской ГЭС, занимался наладкой и вводом электрогенераторов, пусконаладочными работами на Волжском автозаводе, электрических подстанций в г. Куйбышеве и области, а также в соседних областях.

И дети его - Муратовы Ольга и Вера Львовны, закончив Куйбышевский политехнический институт, стали инженерами-электриками. Муратова Ольга Львовна, налаживала и вводила в эксплуатацию электроподстанции в Новосемейкино, Красном Яре, подстанции им. Орлова и Солнечную. Вера Львовна, работает в самарской частной электрической компании.[7]

В документах Городской Управы за 1912г. имеется запись, в которой Карл Андреевич Клодт упоминается последний раз: ему выдано промысловое свидетельство 2-й гильдии. В тех же документах за 1913г. сообщается, что самарский купец 2-й гильдии Клодт Карл Андреевич, 69 лет, умер 31 марта 1913г.

Позже на этом документе появилась приписка «Те-Клодт», и дальше шло пояснение: «Фамилия Те-Клодт исправлена согласно копии с поручения господина самарского губернатора от 3 октября 1913г. за 13544, на имя самарского городского Полицейского Управления, приобщенной к делу о причислении и исключении купцов за 1913г.». Таким образом, его вдова Анна Петровна и приемный сын Леонид восстановили полную фамилию отца: Те-Клодт. В документах Городской Управы Анна Петровна Те-Клодт упоминается как купеческая вдова вплоть до 1919г. Сын Леонид упоминается в документах как сын самарского купца и как студент Казанского университета вплоть до 1916г. Дальнейшая их судьба в документах Самарского облгосархива не нашла отражения.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

История религии и обрядов жителей села
В VII–VIII вв., во время арабских завоеваний, жители Западного Дагестана, в том числе ахвахцы, остаются вне влияния арабов. Начало исламизации Дагестана совпало с миссионерской деятельностью Грузии в ...

Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях
Разработки коллективов отраслевых и академических институтов легли в основу Концепции энергетической политики России в новых экономических условиях. Концепция была представлена на рассмотрение в Прав ...

Общество
Бльшая часть йеменского общества остается приверженной традиционной племенной организации и обычаям, а также религиозным традициям. Крупнейшими племенными конфедерациями являются хашиб и бакил. Центр ...