Заключение
Целью работы является не изучение происхождения татар. Если мы коснулись и вопросов этногенеза, то это было сделано лишь в свете рассмотрения этнонима «татары». История этнонима не есть история происхождения народа, хотя для выяснения последнего и этимология этнонима имеет определенное значение. Этнонимы могут быть ложными или истинными, они могут меняться и заменяться, может меняться и содержание самих этнонимов. Но для этого не обязательно, чтобы изменился сам носитель этого названия, т. е. этнос. Подмена одного этнонима другим, как правило, приводит к различным трудностям, даже осложнениям. В таких случаях ложно данное имя может привести к прямому искажению истории народа, его происхождения. Самоназванием татар Поволжья и Приуралья является «булгары». Известный советский историк Л. Н. Гумилев указывает: «Одной из пагубных для научного мышления ошибок являются предвзятые мнения, которые будучи некогда высказаны как гипотезы в дальнейшем принимаются как непререкаемые истины. Сила давности (и традиции.— А. К.) парализует критику, и ложное мнение укореняется, искажая историческую правду». (Л. Н. Гумилев. Поиски вымышленного царства. М., 1970, с. 279). Что мы и видим в истории названия «татары». Этнический компонент – один из важнейших при изучении истории. До появления государственности история татар во многом сводится к этногенезу. В равной степени и потеря государственности на первый план выводит изучение этнических процессов. Существование государства хотя и отодвигает на второй план этнический фактор, тем не менее сохраняет его относительную самостоятельность как предмета исторического исследования, более того, порой именно этнос выступает государство-образующим фактором и, следовательно, решающим образом отражается на ходе истории.
На формирование современных татар оказали определенное влияние финно-угры и славяне. Пытаться искать этническую чистоту в лице булгар или какого-то древнего татарского народа ненаучно. Предки современных татар никогда не жили в изоляции, напротив, они активно передвигались, перемешиваясь с различными тюркскими и нетюркскими племенами. С другой стороны, государственные структуры, вырабатывая официальный язык и культуру, способствовали активному смешению племен и народов. Это тем более верно, что государство во все времена играло функцию важнейшего этнообразующего фактора. А ведь Булгарское государство, Золотая Орда, Казанское, Астраханское и другие ханства существовали многие столетия – срок достаточный, чтобы сформировать новые этнические компоненты. Не менее сильным фактором смешения этносов была религия. Если православие в России делало многие крестившиеся народы русскими, то в средние века ислам таким же образом превращал многих в тюрко-татар.
У татарского народа нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, булгары, кипчаки, ногайцы и другие народы, которые сами формировались в древнейшие времена, как видно из первого тома данного издания, на базе культуры различных скифских и других племен и народов.
Другое по теме:
Население
Демография. В Японии проживает 127,33 млн. человек, из них на главном острове Хонсю – 101 млн., на о. Кюсю – 13,4 млн., на о. Сикоку – 4,2 млн. и на о. Хоккайдо – 5,7 млн. человек.[5] С 1950 происход ...
Транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике. Структура ТНК. Основные
черты и особенности ТНК
ТНК – это компании. Международные по сфере своей деятельности;Национальные по капиталу и контролю за производством. По классификации ООН ризнаками ТНК являются наличие:Филиалов более чем в двух стран ...
Происхождение вятичей
Откуда же пришли вятичи? Повесть временных лет о происхождении вятичей сообщает: “ .радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо два брата в лясех, - Радим, а другой Вятко, - и пришедша Радим на Сежу, и п ...