Статьи » Географический обзор селения » История религии и обрядов жителей села

История религии и обрядов жителей села
Страница 1

В VII–VIII вв., во время арабских завоеваний, жители Западного Дагестана, в том числе ахвахцы, остаются вне влияния арабов. Начало исламизации Дагестана совпало с миссионерской деятельностью Грузии в его юго-западной части.

Уже к X–XI веку горцы Дагестана частично были обращены в христиан. Христианский материал (могильники, многочисленные кресты, надписи и т.д.) свидетельствует об усилении христианизации в XII–XIV вв. Принятию христианства способствовало сильное централизованное государство в Аварии – Серир, правитель которого был в связях с царями Грузии. Видимо, власть его распространялась и на жителей Западного Дагестана, в том числе и на ахвахцев. Поэтому, надо полагать, что ахвахцы как и другие этнические группы, попали в ареал миссионерской деятельности грузинской церкви, которая особо активно при царице Тамаре распространяла христианство в Дагестане. Процессу христианизации способствовали и традиционные торгово-экономические дагестано-грузинские связи. Скорее всего, христианская деятельность носила эпизодический характер. Грузии очень часто приходилось вести продолжительную и неравную борьбу с окружающими мусульманскими государствами за свою независимость и, таким образом, лишалась возможности поддерживать насажденное в горах христианство. В последующем, особенно после вторжения сельджуков, а затем монголо-татар, иранских и турецких нашествий на Грузию, горцы вообще отошли от христианства и вернулись к языческим верованиям. Этому способствовало и то, что этнические территории, проживающие на данной местности, не имели грамотности и священного писания.

Процесс исламизации Западного Дагестана в частности Ахваха, не был связан с арабскими завоеваниями. В IX-Х веках арабы «перестали быть носителями ислама в Дагестане, где с самого начала IX в. наступила мирная полоса». Их место заняли другие, а именно мусульмане Ширвана. С конца XI века эстафету распространения ислама в Дагестане, особенно в его западной части, принял Кумух, куда стекались «борцы за веру» – газии, которые «рекрутировались из обнищавших в результате составления феодальных отношений общинников».

Как уже ранее отмечалось, ещё с VIII века ислам начал распространяться в Дагестане. Но до того, пока ислам закрепился на Западе Аварии, прошло ещё около 7 веков. Распространявшие огнем и мечем ислам, завоеватели с Ближнего Востока и Средней Азии силой насаждали религию, но их деятельность не принесла ощутимых результатов.

Не позднее второй половины XIII века в Аварское вторгся отряд газиев во главе с Абу – Муслимом. Они захватили Хунзах и превратили его в свою базу. Начались набеги на окружающие общинные земли. Однако ислам среди горцев прививался плохо, и в исторической литературе нет данных о том, что ахвахцы и другие народности Западного Дагестана в тот период приняли ислам. По имеющимся источникам, здесь всё ещё сохраняли свои позиции и языческие верования, и христианство. Но после нашествия Тимура по доисламским верованиям был нанесён сильный удар, ислам стал развиваться сравнительно быстрее. Есть сведения письменных источников, подтверждающие пребывание Тимура в Западном Дагестане, в частности, в Ахвахе. Однако известно, что нашествие Тимура сопровождалось насильственным насаждением ислама. В Аварии вместе с исламом распространяется арабская культура и литература. А в 1460–1470-е годы для распространения ислама в Шамалинском, Агвалинском и Ахвахском обществах прибыл Хаджи-Али Шафии из Сирии, араб из династии Аббасидов, находившийся ранее Казикумухе. Он был близким родственником Казикумухского хана Султана-Ахмеда.

Автор книги «По следам предков» Ш. Исаев считает 1470-е годы временем окончательного принятия ахвахцами ислама. Однако, по всей вероятности, процесс исламизации Ахваха затянулся до XVII века. Тем не менее, мусульманская религия пустила свои корни в сознание ахвахцев очень глубоко. Не случайно в Ахвахе, как и во всем в Дагестане, обряды вызывания дождя, солнца и другие магические действия сопровождались мусульманскими молитвами и обращениями к Аллаху и Пророку. Мусульманское вероучение, основы шариата глубоко укоренились в сознании людей, вошли в их повседневную жизнь, общественный и семейный быт. Сегодня подавляющее большинство ахвахцев следует мусульманским канонам и соблюдает религиозные ритуалы. Во всех сёлах функционируют мечети, которые в последние годы либо реставрированы, либо построены новые…

Что же касается обрядовых действ календарного, календарно-праздничного, религиозно-магического циклов, то здесь особенно четко выделяется. Например, совершенно оригинален для Дагестана ахвахский обряд борьбы с падежом скота – так называемый обряд опахивания, при котором 12 женщин ночью, впрягшись в плуг и волоча его вокруг селения, с угрозами и проклятиями в адрес Зулула (персонифицировать его пока не удалось), прокладывали символическую борозду. Обряд этот заканчивался умерщвлением и захоронением черного кота.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Истоки
Вследствие того, что письменность среди калмыков была распространена очень слабо, наибольшее развитие у них получило устное народное творчество. Здесь, прежде всего, следует указать на эпические прои ...

География
Положение области на водоразделе двух крупных речных систем—Днепровской и Волжской—оказало большое влияние на его заселение и хозяйственное развитие. По Брянщине протекает 125 рек общей протяженность ...

Культура Приенисейского края в XVII веке
Материальная и духовная культура русского населения Сибири развивалась как своеобразная часть общерусской культуры. Выходцы из всех районов страны стремились возродить на новом месте свой привычный х ...