Статьи » Географический обзор селения » История религии и обрядов жителей села

История религии и обрядов жителей села
Страница 1

В VII–VIII вв., во время арабских завоеваний, жители Западного Дагестана, в том числе ахвахцы, остаются вне влияния арабов. Начало исламизации Дагестана совпало с миссионерской деятельностью Грузии в его юго-западной части.

Уже к X–XI веку горцы Дагестана частично были обращены в христиан. Христианский материал (могильники, многочисленные кресты, надписи и т.д.) свидетельствует об усилении христианизации в XII–XIV вв. Принятию христианства способствовало сильное централизованное государство в Аварии – Серир, правитель которого был в связях с царями Грузии. Видимо, власть его распространялась и на жителей Западного Дагестана, в том числе и на ахвахцев. Поэтому, надо полагать, что ахвахцы как и другие этнические группы, попали в ареал миссионерской деятельности грузинской церкви, которая особо активно при царице Тамаре распространяла христианство в Дагестане. Процессу христианизации способствовали и традиционные торгово-экономические дагестано-грузинские связи. Скорее всего, христианская деятельность носила эпизодический характер. Грузии очень часто приходилось вести продолжительную и неравную борьбу с окружающими мусульманскими государствами за свою независимость и, таким образом, лишалась возможности поддерживать насажденное в горах христианство. В последующем, особенно после вторжения сельджуков, а затем монголо-татар, иранских и турецких нашествий на Грузию, горцы вообще отошли от христианства и вернулись к языческим верованиям. Этому способствовало и то, что этнические территории, проживающие на данной местности, не имели грамотности и священного писания.

Процесс исламизации Западного Дагестана в частности Ахваха, не был связан с арабскими завоеваниями. В IX-Х веках арабы «перестали быть носителями ислама в Дагестане, где с самого начала IX в. наступила мирная полоса». Их место заняли другие, а именно мусульмане Ширвана. С конца XI века эстафету распространения ислама в Дагестане, особенно в его западной части, принял Кумух, куда стекались «борцы за веру» – газии, которые «рекрутировались из обнищавших в результате составления феодальных отношений общинников».

Как уже ранее отмечалось, ещё с VIII века ислам начал распространяться в Дагестане. Но до того, пока ислам закрепился на Западе Аварии, прошло ещё около 7 веков. Распространявшие огнем и мечем ислам, завоеватели с Ближнего Востока и Средней Азии силой насаждали религию, но их деятельность не принесла ощутимых результатов.

Не позднее второй половины XIII века в Аварское вторгся отряд газиев во главе с Абу – Муслимом. Они захватили Хунзах и превратили его в свою базу. Начались набеги на окружающие общинные земли. Однако ислам среди горцев прививался плохо, и в исторической литературе нет данных о том, что ахвахцы и другие народности Западного Дагестана в тот период приняли ислам. По имеющимся источникам, здесь всё ещё сохраняли свои позиции и языческие верования, и христианство. Но после нашествия Тимура по доисламским верованиям был нанесён сильный удар, ислам стал развиваться сравнительно быстрее. Есть сведения письменных источников, подтверждающие пребывание Тимура в Западном Дагестане, в частности, в Ахвахе. Однако известно, что нашествие Тимура сопровождалось насильственным насаждением ислама. В Аварии вместе с исламом распространяется арабская культура и литература. А в 1460–1470-е годы для распространения ислама в Шамалинском, Агвалинском и Ахвахском обществах прибыл Хаджи-Али Шафии из Сирии, араб из династии Аббасидов, находившийся ранее Казикумухе. Он был близким родственником Казикумухского хана Султана-Ахмеда.

Автор книги «По следам предков» Ш. Исаев считает 1470-е годы временем окончательного принятия ахвахцами ислама. Однако, по всей вероятности, процесс исламизации Ахваха затянулся до XVII века. Тем не менее, мусульманская религия пустила свои корни в сознание ахвахцев очень глубоко. Не случайно в Ахвахе, как и во всем в Дагестане, обряды вызывания дождя, солнца и другие магические действия сопровождались мусульманскими молитвами и обращениями к Аллаху и Пророку. Мусульманское вероучение, основы шариата глубоко укоренились в сознании людей, вошли в их повседневную жизнь, общественный и семейный быт. Сегодня подавляющее большинство ахвахцев следует мусульманским канонам и соблюдает религиозные ритуалы. Во всех сёлах функционируют мечети, которые в последние годы либо реставрированы, либо построены новые…

Что же касается обрядовых действ календарного, календарно-праздничного, религиозно-магического циклов, то здесь особенно четко выделяется. Например, совершенно оригинален для Дагестана ахвахский обряд борьбы с падежом скота – так называемый обряд опахивания, при котором 12 женщин ночью, впрягшись в плуг и волоча его вокруг селения, с угрозами и проклятиями в адрес Зулула (персонифицировать его пока не удалось), прокладывали символическую борозду. Обряд этот заканчивался умерщвлением и захоронением черного кота.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Цыганский национальный костюм
Есть несколько цыганских национальных костюмов. Их общая особенность — непременно закрытая область бёдер и колен. · Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье. · Знаменитые ...

Вслед за Раскольниковым
Давайте же пройдемся по тем же улицам вслед за Достоевским. Но не для того, чтобы отсчитать 730 шагов от дома Раскольникова до дома Алены Ивановны или 13 ступенек, ведущих в каморку бывшего студента. ...

Восточная Азия центр мировой экономичекой мощи 21 в. Общая экономико-географическая характеристика региона
Географическое положение, рельеф, климат, почвы: Восточная Азия (примерно от 46° до 20° с. ш. ) общей площадью 12 млн. кв. км, включающая Монголию, КНР, Корейскую Народно-Демократическую Республику, ...