Архитектура

Значительно изменился внешний облик городов края. Превращение Красноярска в XVIII веке из крупной приграничной крепости в обычный небольшой сибирский город сказалось на всех сторонах его жизни. К последней четверти столетия внешний облик города уже ничем не напоминал о боевом прошлом. Страшный пожар 1773 года, после которого оста­лось лишь 30 домов, уничтожил все укрепления (см. рис. 9 и 10).

Присланный из Тобольска сержант геодезии Петр Моисеев дал городу совершенно новую петербургского типа линейную планировку, которая в старой части города прослеживается до сих пор. Именно в это время к первому в городе каменному зданию — Воскресенскому собору — была перенесена от Спасской башни торговая площадь, известная старожилам как Старобазарная. Ее южную сторону составляли выстроенные после пожара 1773 года деревянные, а в XIX веке — каменные торговые ряды (ныне ул. Маркса, 6). Так стрелка Енисея, сердце города, стала не только административным, но и торговым центром Красноярска. Вместо слюды и бычьих пузырей в окнах стало появляться стекло. Увеличилось число каменных строений в Енисейске — все семь церквей стали каменными.

Застройка территории малого города перестала отличаться от общей застройки. Без стен и крепостных башен общий его силуэт оказался несколько обедненным. Только собор, две церкви да каменный двухэтажный дом бывшего воеводы выделяли своими вертикалями центр Красноярска. Это хорошо видно на акварели художника А. Е. Мартынова, побывавшего в нашем городе в 1805 году. Мартынов первым художественно-графическими средствами выразил единодушное мнение, что Красноярск является по своему местоположению красивейшим городом Сибири и обладает уни­кальными градостроительными возможностями.

Положение окраины и пестрое происхождение русского населения обусловили длительное бытование московского барокко и классицизма в их сибирских вариантах. Сибирское барокко отразило традиции русского и украинского культового зодчества (Воскресенский собор в Енисейске, 1782 г., красноярская Покровская церковь. Затем облик городов стали определять «образцовые проекты», бесплатно рассылавшиеся по многим городам России. Выполненные в духе провинциальной классики, они были призваны вывести градостроение на новый качественный уровень.


Другое по теме: