История
Страница 1

У каждого города и поселка – большой он или маленький – свой облик и своя история. Станция Воротынск – одно из административных звеньев в Бабынинском районе, Калужской области. И хотя здесь нет индустриальных гигантов, нет метро и театров, этот посёлок дорог каждому его жителю ничуть не меньше, чем калужанину – Калуга, москвичу – Москва.

В 1999 году Воротынск отметил своё 100-летие со дня его основания. Станция Воротынск отличается от древнейших городов и сел Калужского края тем, что он, по сравнению с ними, молод. Наш поселок стал правопреемником прежнего Воротынска, что на реке Выссе, которому в 2005 году исполнилось 850 лет.

Село Воротынск принадлежит к числу древнейших городов русских. В первый раз имя его упоминается в отечественных летописях во второй половине 12 века. Он издревле принадлежал князьям черниговским носившим позднее титул воротынских. В 14 столетии попал под власть литовцев, от которой освободился в 1493 году, когда князь воротынский Симеон Федорович перешел от великого князя литовского на службу к государю московскому с своею вотчиною.

Воротынск стал уездным городом Калужской провинции. Императрица Екатерина при новом разделении России на губернии, повелела упразднить его и в качестве пригорода причислить к Перемышльскому уезду. Воротынск был разбросан по холмам и берегам реки Выссы. В городе имелся кирпичный завод, маслобойня, крахмало –паточный завод, мельница, хорошо развитое кузнечное производство, народные промыслы. Как орган городского управления существовала ратуша.

В 1914 году открыта земская больница. Основной костяк воротынского населения составляли мещане, занимавшиеся отхожими промыслами и торговлей. Богатых купцов в Воротынске было мало, а жители вообще бедны. Главная причина бедности Воротынска заключается в его географическом положении. Он удален от Оки и в то же время находится в близком расстоянии от Калуги и Перемышля.Так как он лежит совершенно в стороне, то через него не проходит ни почтовых дорог, ни транспортных. Единственная старинная транспортная дорога проложена собственно для соединения его одного с Калугою с одной стороны и с Перемышлем с другой; проехать по этой дороге чрез Воротынск из северных городов губернии в южные значит сделать крюк. Поэтому, в конце 19 века в трех верстах от города началось строительство железной дороги.

В первой половине 70-х годов прошлого века в Министерстве путей сообщения обсуждалась идея соединения Калуги и Брянска прямым железнодорожным путем. В апреле 1895 года такое разрешение было принято. На всю дорогу от Москвы до Брянска было запланировано 30 станций, из них ближайшими к Калуге оказались Тихонова Пустынь, Разъезд № 9 (впоследствии Анненский, сегодня – Калуга 2), Воротынск (в 3 верстах от одноименного заштатного города), Бабынино. Строительство дороги производилось быстрыми темпами. К середине 1898 года железнодорожный мост через Угру был готов наполовину. Вблизи Воротынска началось строительство станции, определившее судьбу этого исторического города. Станцию поставили на земле частного владельца рядом со старым Перемышльским трактом. Открытие Московско-Брянской железной дороги откладывалось несколько раз, начиная с весны 1899 года.

1 августа того же года правительственная комиссия, наконец, приняла дорогу и по ней пошли поезда. На станции “Воротынск”, кроме здания вокзала, к 1905 году были построены одноэтажные деревянные дома, в которых жили железнодорожники, подвалы – “ледники”. Вдоль шоссейной дороги разместились магазин (теперь магазин “Кристалл”, чайная с сыроварней в подвале, пекарня и кузница. Все это до революции принадлежало купцу Пронину.Там, где сейчас отделение милиции и железнодорожный магазин был рынок, шла оживленная торговля. В “Духов день”(2-ой день после Троицы”) проводилась праздничная ярмарка. Рядом со станцией расположился питомник “живой защиты”, созданный для озеленения как самого поселка, nак и полосы отвода железной дороги. В соседней Малой Слободке соорудили водозабор на р. Высса, и вода для заправки паровозов подавалась в специальные водоналивные башни. Почти все это сохранилось до сегодняшнего дня и является живым напоминанием о времени возникновения нынешнего поселка Воротынск, которому в 1999 году исполнилось 100 лет.

С установлением советской власти был образован сельский совет, куда входили д. Харское, Уколовка, Доропоново, п. Воротынск. Первым его председателем был В. М. Мекедо, секретарем И. Зернов. В 1924 году администрация сельского совета переехала в п. Воротынск. В 1929 году был создан колхоз “ Свободный Октябрь”. 1930 году в д. Харское был создан колхоз под названием “Прогресс”, в который вошло 35 хозяйств. Позже эти два колхоза слились в колхоз “ Красный садовод”. Позднее он был преобразован в совхоз Воротынский. Затем в совхоз им. Димитрова. Колхоз интенсивно занялся посадкой фруктовых деревьев, которые были посажены вдоль дороги на д. Кумовское. К сожалению, этот сад впоследствии погиб. В 30е годы появился кирпичный завод, помещение для сушки кирпича. Завод выпускал до 2-х миллионов штук в год. Помимо кирпича делали и черепицу. Первым директором завода был Егор Семенович Колосов. В 30-е годы началось раскулачивание. Некоторых жителей поселка не миновало раскулачивание, переселение, аресты. В это же время поселок стал застраиваться частными домами. К 1937 году их уже было полтора десятка. Центральная дорога была грунтовая, так как ездили в основном на лошадях. Воротынская земля имеет аэродромное поле, на котором базировался отряд О. С. Авиахима под командованием В.С. Гризодубовой.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме: