Заключение

Наибольшую озабоченность юкагирского населения в этнокультурной сфере вызывает утрата языка. В Якутии в последние годы предпринимаются определенные меры по возрождению юкагирского языка. В 1990 г. издан первый юкагирский букварь. Юкагирский язык преподают в средней школе села Андрюшкина, в селе Нелемном. Юкагирская письменность разработана лишь на тундровом диалекте, который для колымских юкагиров малопонятен. В других субъектах РФ, где живут юкагиры, преподавание родного языка в школах не ведется. Преподавателей юкагирского языка готовят в Якутском университете и по возможности в РГПУ им. Герцена в Санкт — Петербурге.

Стремление к возрождению традиционной культуры проявляется в росте числа фольклорных ансамблей юкагиров («Ярхадана» в Нелемном, «Маруол» в Анрюшкино, «Йэрпэйэдэ» в Якутске), активно работают представители национальной интеллигенции: художник Николай Курилов, композитор Илья Курилов, артистка Анастасия Тымкель, поэт, кандидат филологических наук Гавриил Курилов. Растет популярность традиционной обрядовой практики (кормление огня, обряд окуривания и др.) не только среди сельских, но и городских юкагиров. Традиционным стало проведение праздника «Шахадьибэ» в с. Нелемное и в г. Якутске.

Все юкагиры живут в многонациональных поселениях. Межнациональные отношения в них не вызывают беспокойства, много смешанных в национальном отношении браков. Многонациональность поселений, тем не менее, рассматривается как отрицательный фактор, поскольку способствует ускорению ассимилятивных процессов. В этой связи среди юкагиров растет стремление к восстановлению заброшенных юкагирских поселков с тем, чтобы сформировать там свою языковую среду. В 1992 г. состоялся первый съезд юкагиров, возник Совет старейшин и Фонд возрождения юкагирского народа.

По оценке экспертов из числа самих юкагиров наиболее острыми проблемами для юкагирского населения являются безработица, труднодоступность медицинских учреждений и ухудшающее состояние здоровья.

Юкагиры в Республике Саха (Якутия) имеют для своего этнического развития более благоприятные возможности. Здесь сосредоточен основной массив юкагирского населения, растет его самосознание, созданы условия, в том числе и на законодательном уровне, для роста самостоятельности, проявления инициативы. Среди якутских юкагиров много ярких этнических лидеров, значительна прослойка национальной интеллигенции. Правительство Саха Якутии серьезно озабочено судьбой коренных малочисленных народов, в том числе и юкагиров, оказывает им существенную помощь и поддержку, направленную, прежде всего на решение сугубо этнических проблем. Все это открывает перед юкагирским народом определенные перспективы для дальнейшего развития в качестве самостоятельного этноса.

Основным положительным фактором, позволяющим решить проблему сохранения фольклора и традиционной культуры, является этническая память. Именно она играет решающую роль в сохранении этноса среди обрусевших, объякутившихся, оламутившихся и очукочившихся юкагиров, которые продолжают причислять себя к юкагирам, сохраняя самоидентичность. Именно этническая память укрепляет решимость многих юкагиров сохранять свой язык, фольклор, культуру, оставленных им на вечное хранение предками.

Таким образом, все же имеются реальные условия для сохранения традиционной культуры юкагиров, как одного из средств воспитания подрастающего поколения и как одного из самых главных структур этнической культуры.


Другое по теме: