Исторический очерк Горного Алтая
Страница 11

Важное место в программе большевиков отводилось вопросу о национально - территориальной автономии. По мнению В. И. Ленина, национальная автономия была необходима "для устранения всякого национального гнета" а также для того, чтобы тот или иной народ сам мог решать административные, социально - экономические вопросы.[35]

После Октябрьского переворота в Декрете о мире, в Декларации прав народов России большевистская партия фактически узаконила свои программные требования по национальному вопросу. Эти декларации по сути можно считать зачатками нынешнего федерализма. Оно в России появилось в качестве реакции центральной власти, сформированной после Октябрьской революции 1917 года, на национальные движения, возникшие в годы революционных потрясений. Чтобы привлечь эти движения на свою сторону в разгоревшейся Гражданской войне, был взят на вооружение принцип автономизации, в соответствии с которым каждой компактно проживающей этнической группе, вне зависимости от ее численности, было обещано создание самостоятельного территориального образования, обладающими признаками и полномочиями квазигосударства.[36]

Содержание, формы, темпы национального движения на Алтае определялись, прежде всего, экономическими условиями: алтайцы не прошли стадию капиталистического развития. Пути и методы решения национального вопроса, в конечном счете, зависели от соотношения политических сил, от исхода борьбы двух противоборствующих сил. События в национальных окраинах развивались в русле борьбы, свойственной стране в целом. Но здесь имелись свои особенности. В Горном Алтае большевистские принципы национального вопроса были известны народу. Алтайский губернский Совет вел работу, с одной стороны по советизации алтайской деревни, с другой, учитывая особенности развития Горного Алтая, - по созданию органов самоуправления алтайцев.

Однако, Бийская уездная управа всячески препятствовала созданию национальной государственности алтайцев.[37]

Горная дума поставила вопрос об образовании из горной части Бийского и Горного уездов особого Горно - Алтайского уезда еще до Октябрьского переворота. Тогда было дано согласие на образование своего уезда и для утверждения решения Временным правительством, в Петроград были делегированы председатель Думы Г. И. Чорос - Гуркин и секретарь Семенов.

Принципиальное согласие правительства было уже получено, но осуществить его до Октябрьского переворота не удалось. Решение данного вопроса откладывалось на неопределенный срок, и не предпринимались никакие меры.[38] Тогда Горная дума 12 января 1918 года объявила явочным порядком территориально - национальное выделение населения Горного Алтая. Действия последней не противоречили принципам большевиков строительства территориально - национальной автономии. Большинство населения Горного Алтая поддержало политику Горной думы.

Вопрос об автономии вставал неоднократно. Однако, складывающаяся обстановка не позволяла решить его окончательно и должным образом. Лишь окончательное утверждение Советской власти в Горном Алтае позволило вновь вернуться к нему. После многочисленных обсуждений этого вопроса в разных инстанциях, он, наконец - то был решен. Декретом ВЦИК от 1 июня 1922 года было провозглашено образование Ойротской Автономной области с центром в селе Улала.[39]

1 июня 1937 года трудящиеся Горного Алтая отметили 15-летие существования своей автономии. За этот короткий период алтайский народ добился многого. В Горном Алтае утвердился колхозный строй. В колхозах объединилось около 87% хозяйств. Видную роль в сельском хозяйстве стало играть земледелие, в том числе и в хозяйстве алтайцев.

Успех в развитии хозяйства оказал благотворное влияние на повышение жизненного уровня населения. Заметную роль в жизни населения стала играть промышленность.

После советского периода жизни алтайского народа следует время формирования и развития Республики Алтай, уже в статусе суверенного государства в 1993 г.в составе Российской Федерации.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 


Другое по теме:

Храмы Дмитрова
Храмы Дмитрова и храмовые сооружения – главная причина, по которой Дмитров был включен в маршрут знаменитого тура «Золотое Кольцо России». Уникальные сооружение православной культуры в Дмитрове соста ...

Вслед за Раскольниковым
Давайте же пройдемся по тем же улицам вслед за Достоевским. Но не для того, чтобы отсчитать 730 шагов от дома Раскольникова до дома Алены Ивановны или 13 ступенек, ведущих в каморку бывшего студента. ...

Традиционные хозяйственные занятия и орудия труда.
Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят было скотоводство. Позже под влиянием русских крестьян буряты всё больше стали заниматься пашенным земледелием. В Забайкалье типично монгольское к ...