Статьи » Алтайский этнос в системе российской государственности » Понятие федерализма и особенности его развития в России

Понятие федерализма и особенности его развития в России
Страница 4

В 1990 - е годы к руководству национальными территориями приходят этнические элиты, которые пытаются установить свои правила. Так, например, в некоторых республиках наблюдается такое явление, как территориальный и экономический сепаратизм. Больше всего требований о предоставлении самостоятельности в распоряжении ресурсами и в сфере экономической политики выдвигались со стороны самодостаточных субъектов Федерации (субъектов - доноров). Например, якутская элита потребовала самостоятельности в регулировании таких вопросов, как собственность, формы хозяйствования, нормативы налоговой, ценовой и инвестиционной политики. В обосновании этих требований среди прочего называлось право коренных народов на ресурсы «исконной земли».

Несмотря на ошибки в Конституциях республик РФ и в политике этнических элит, были достигнуты положительные результаты в договорных отношениях между субъектами РФ и центром. Заложенные конституциями республик новые правовые основы и требования в области прав и свобод человека и гражданина, законодательства, помогают в утверждении ценности конституционализма, идеологии правовой государственности. Как в Конституции Российской Федерации, так и в конституциях республик содержатся положения и нормы, которые соответствуют требованиям того периода, реалиям неустойчивости и неопределенности переходного периода. В целом они сыграли очень важную роль с точки зрения стабилизации положения в России и в республиках и оставили пространство для политического маневра и поиска компромиссов с центром при помощи мирных, цивилизованных способов разрешения конфликтов.[56]

Но не все республики пошли на установление субъектно-договорных отношений: республика Татарстан высказалась за двусторонний договор с центром, а Чеченская республика объявила себя независимым государством. Кроме того, области и края начали требовать равных прав с республиками. Некоторые из них самостоятельно начали повышать свой статус до республиканского: Амурская, Вологодская Свердловская, Челябинская области. В итоге на «республиканский» путь встали примерно еще 9 субъектов, которые назвали себя Московией, Центрально - черноземной, Дальневосточной, Приморской, Южно - Сибирской или Енисейской, также требовал равных прав с республиками Ставропольский край, на основе Ростовской области предполагалось создать Донскую республику. Также в Новосибирске было принято решение о создании Сибирской республики в составе 14 субъектов федерации.

Специфика проявления республиканизации областей в том, что ее нельзя назвать сепаратизмом, а можно обозначить как борьбу областей и краев за равные права с национальными республиками, борьба за справедливость.[57]

Принятая Конституция 1993 года обозначает равенство всех субъектов Российской Федерации и в то же время устанавливает их разностатусность, тем самым, противореча самой себе. На данный момент эта проблема до сих пор не решена, а только обсуждается. Также, субъекты Российской Федерации различаются между собой социально - экономическим положением. «Вопреки теоретическим рассуждениям о благотворном влиянии развития федеративных отношений на экономический рост и процветание регионов, в действительности наблюдается удручающая картина нарастающего обнищания большинства из них, отчасти вследствие рассредоточения потенциала развития и слабого учета социально - экономических связей и потребностей управления социально - экономическим развитием страны. Углубляется и без того резкая межсубъектная дифференциация, разделение субъектов страны на небольшую группу относительно благополучных и всех остальных. При этом среди последних быстро увеличивается подгруппа регионов, оставшихся без собственной доходной базы и целиком зависимых от финансовой помощи центра.»[58] Итогом чего стало то, что области и края перечисляют больше налогов в федеральный бюджет и таким образом становятся донорами для республик, которые получают дополнительные дотации из федерального бюджета, что не может не привести к их недовольству и требованию справедливо решить данную проблему. Исходя из этого, многие исследователи федерализма, в том числе и Добрынин Н.М., считают, что вариантом дальнейшего продвижения России по пути создания эффективного федеративного государства могла бы стать оптимизация субъектного состава федерации, в частности за счет укрупнения ряда субъектов федерации, объединения нескольких существующих субъектов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Обзор истории местного края по филиалам областного музея
Музей "Тульские самовары". Первый зал рассказывает о самоварном производстве Тулы в XVIII-XIX вв. Среди уникальных образцов конца XVIII в. – «сбитенник» - предшественник самовара, сосуд для ...

Физико-географическое положение
Северный полюс находится в Арктике, в центральной части Северного Ледовитого океана, воды которого почти постоянно покрыты толстым слоем многолетнего льда, периодически дрейфующего. Максимальная глуб ...

Движение финансов и финансовых ресурсов в период кризиса
8 октября 2008 года все ведущие центробанки мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федеральной резервной систе ...