Статьи » Алтайский этнос в системе российской государственности » Понятие федерализма и особенности его развития в России

Понятие федерализма и особенности его развития в России
Страница 4

В 1990 - е годы к руководству национальными территориями приходят этнические элиты, которые пытаются установить свои правила. Так, например, в некоторых республиках наблюдается такое явление, как территориальный и экономический сепаратизм. Больше всего требований о предоставлении самостоятельности в распоряжении ресурсами и в сфере экономической политики выдвигались со стороны самодостаточных субъектов Федерации (субъектов - доноров). Например, якутская элита потребовала самостоятельности в регулировании таких вопросов, как собственность, формы хозяйствования, нормативы налоговой, ценовой и инвестиционной политики. В обосновании этих требований среди прочего называлось право коренных народов на ресурсы «исконной земли».

Несмотря на ошибки в Конституциях республик РФ и в политике этнических элит, были достигнуты положительные результаты в договорных отношениях между субъектами РФ и центром. Заложенные конституциями республик новые правовые основы и требования в области прав и свобод человека и гражданина, законодательства, помогают в утверждении ценности конституционализма, идеологии правовой государственности. Как в Конституции Российской Федерации, так и в конституциях республик содержатся положения и нормы, которые соответствуют требованиям того периода, реалиям неустойчивости и неопределенности переходного периода. В целом они сыграли очень важную роль с точки зрения стабилизации положения в России и в республиках и оставили пространство для политического маневра и поиска компромиссов с центром при помощи мирных, цивилизованных способов разрешения конфликтов.[56]

Но не все республики пошли на установление субъектно-договорных отношений: республика Татарстан высказалась за двусторонний договор с центром, а Чеченская республика объявила себя независимым государством. Кроме того, области и края начали требовать равных прав с республиками. Некоторые из них самостоятельно начали повышать свой статус до республиканского: Амурская, Вологодская Свердловская, Челябинская области. В итоге на «республиканский» путь встали примерно еще 9 субъектов, которые назвали себя Московией, Центрально - черноземной, Дальневосточной, Приморской, Южно - Сибирской или Енисейской, также требовал равных прав с республиками Ставропольский край, на основе Ростовской области предполагалось создать Донскую республику. Также в Новосибирске было принято решение о создании Сибирской республики в составе 14 субъектов федерации.

Специфика проявления республиканизации областей в том, что ее нельзя назвать сепаратизмом, а можно обозначить как борьбу областей и краев за равные права с национальными республиками, борьба за справедливость.[57]

Принятая Конституция 1993 года обозначает равенство всех субъектов Российской Федерации и в то же время устанавливает их разностатусность, тем самым, противореча самой себе. На данный момент эта проблема до сих пор не решена, а только обсуждается. Также, субъекты Российской Федерации различаются между собой социально - экономическим положением. «Вопреки теоретическим рассуждениям о благотворном влиянии развития федеративных отношений на экономический рост и процветание регионов, в действительности наблюдается удручающая картина нарастающего обнищания большинства из них, отчасти вследствие рассредоточения потенциала развития и слабого учета социально - экономических связей и потребностей управления социально - экономическим развитием страны. Углубляется и без того резкая межсубъектная дифференциация, разделение субъектов страны на небольшую группу относительно благополучных и всех остальных. При этом среди последних быстро увеличивается подгруппа регионов, оставшихся без собственной доходной базы и целиком зависимых от финансовой помощи центра.»[58] Итогом чего стало то, что области и края перечисляют больше налогов в федеральный бюджет и таким образом становятся донорами для республик, которые получают дополнительные дотации из федерального бюджета, что не может не привести к их недовольству и требованию справедливо решить данную проблему. Исходя из этого, многие исследователи федерализма, в том числе и Добрынин Н.М., считают, что вариантом дальнейшего продвижения России по пути создания эффективного федеративного государства могла бы стать оптимизация субъектного состава федерации, в частности за счет укрупнения ряда субъектов федерации, объединения нескольких существующих субъектов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Освоение Северной Америки в период с 1700 по 1725 гг.
После плавания Колумба Испания, обладая сильным флотом, держала под контролем пути в Новую Испанию и Острова Мексиканского залива. Менее обеспеченные флотом другие морские державы не рисковали направ ...

Экономика
В конце 1980-х годов в обеих частях Йемена началась добыча нефти и газа, что привело к заметному улучшению экономических показателей и повышению уровня жизни населения. Тем не менее Йемен все еще ост ...

Сельское хозяйство
Общая площадь сельскохозяйственных угодий Брянской области составляет 1,9 млн. га, из них 1,2 млн. га занимают пашни. Развито животноводство – молочно-мясное скотоводство и птицеводство, удельный вес ...