Заключение

Петр Великий намеревался построить идеальный искусственный город, который должен возникнуть «вдруг», на новом месте (не на месте разрушенного старого). У такого города нет истории, а если нет истории, ее заменяют тут же возникающие мифы. Прежде всего, мифы эсхатологические - о возникновении города и о его конце, потому что то, что имеет начало, должно обязательно иметь конец.

Город Петербург носит имя святого Петра - Санкт-Петербург. Петр в переводе на русский язык значит «камень». Великий Петр настойчиво внушал современникам мысль о том, что он Русь деревянную превратил в Русь каменную. России нужен был символ – символ коренной перестройки, ее совершенно нового облика, и Петр задумывает Петербург как город исключительно каменный. Известно, что все, кто въезжал при Петре в новую строящуюся столицу, должен был привезти с собой камень, который пойдет потом на строительство. Но петербургский камень не природный феномен, это – это артефакт. Поэтому камень, скала, утес в петербургском мифе наделяется не привычными признаками неподвижности, устойчивости, способности противостоять напору ветров и волн, а противоестественным признаком перемещаемости.

Петербург стал городом символов, городом загадок, постоянных перекодировок. Даже имя его постоянно менялось: Петербург - Петроград – Ленинград - Петербург. Круг замкнулся.

Отсутствие современных мифов – тревожный симптом. Учитывая ментальную и реальную связь города с судьбой России, можно предположить, что дух Петербурга (России) не может противостоять натиску современного рынка: он стремительно разрушается, теряя репутацию культурного центра страны. В настоящее время процесс разрушения еще не приобрел характер катастрофы. Но она близка. И такова нынешняя реальность.

[1] Вейдле В. Петербургские пророчества // Современные записки. Париж, 1939. Т. 69. С.394.

[2] Анциферов Н.П. Душа Петербурга. СПб., 1990. С.47.

[3] Там же, С.69.

[4] Уваров М.С. Экслибрис смерти. Петербург //Фигуры Танатоса. №3, специальный выпуск: Тема смерти в духовном опыте человечества. Материалы первой международной конференции, С.-Петербург, 2-4 ноября 1993 г. СПб.: изд-во СПбГУ, 1993. С.72-77.

[5] Кара-Мурза А.А., Голяков Л.В. Реформатор: Русские о Петре I. М., 1994. - 320 с.


Другое по теме:

География Дмитрова
Территориально Дмитровский край находится на севере Московской области, в центре Русской равнины, в бассейне великой русской реки Волги. Его крайние северная и южная точки находятся в пределах 55 и 5 ...

Традиции
Итальянцы - своеобразный народ. С одной стороны, это эксцентричные говоруны с выразительной мимикой и активной жестикуляцией, чтобы любым способом привлечь внимание собеседника, с другой - они степен ...

Охрана и рациональное использование водных ресурсов
Водные ресурсы отличаются крайне неравномерным размещением по территории страны: 95 % их приходится на долю Амударьи, остальные 5 % - на долю всех рек, речек, родников, выявленных запасов подземных в ...