Архаическая семейная община – братская семьяСтраница 1
Братская семья
Согласно Исповедным росписям, с XIX в. cелькупская семья могла состоять из взрослых братьев с женами и детьми. Взрослые сыновья братьев, имевшие уже свои семьи, оставались в этой большой семье. Численность ее в отдельных случаях достигала 20 чел. и более, а в среднем составляла 16,3 чел. у северных селькупов и 11,1 чел. у нарымских. Семьи насчитывали от двух до четырех поколений.
Например, семья Н. Г. Кунина (см. Прил. 1).
Семьи такого типа могли состоять не только из родных, но, что очень важно, и из двоюродных братьев. В случае смерти одного из братьев в семье оставалась жить его жена с детьми. Если умирал старший брат, то главой семьи становилась его вдова. В ряде случаев племянник мог являться главой семьи, дядя тогда фигурировал в качестве одного из ее членов.
Таким образом, во-первых, для семьи рассматриваемого типа была характерна неопределенность ее главы. Причина такого положения крылась в невозможности выделить четко выраженного главу семьи.
Во-вторых, структуру семьи определял костяк из родственников мужчин, фигурировавших в документах как братья, дядья, сыновья, племянники.
Согласно документам, даже в середине 20-х гг. более 12% селькупских семей имели структуру, рассмотренную выше.
Помнят о существовании в прошлом таких семей многие из современных информаторов. М.Т. Кусамин (пос. Фарково), перечисляя состав семьи, в которой он вырос, сообщает: «Жили три брата. Один женатый с двумя детьми, второй холостой, отец с матерью и я».
«Мой отец Андреев, - рассказывает Р.А. Андреева, - родился в Церковенске. У отца было два брата… Когда я была маленькой, все три отцовых брата жили вместе. Братья отца были женаты ».
Для селькупов подобный состав семьи был совершенно естественным. При этом братья-хозяева могли быть не только родными, но и коллатеральными.
Хозяйство
Семья вела комплексное хозяйство, основанное на рыболовстве и охоте (оленеводство обеспечивало охотничий промысел в транспортном отношении). В зимнее время все члены семьи жили в одной большой землянке и в период охоты совершали совместные перекочевки от одной стоянки к другой (сам процесс охоты за пушным зверем носил индивидуальный характер). Поскольку в период летнего запорного лова рыбы «городили » сразу мелких речек и ручьев, большая семья могла временно разделяться на малые семьи братьев, каждая из которых обслуживала запор на одной из речек и в это время жила и питалась отдельно от других.
Старшее поколение трудоспособных мужчин («братья-хозяева») не только организовывало трудовые процессы, но являлось костяком семейно-трудового коллектива. Наиболее опытный, чаще всего старший, из братьев занимал в семье лидерствующее (но не господствующее) положение. Он же собирал добытую всеми пушнину, продавал ее, закупал необходимые товары и продукты, осуществляя, таким образом, деловые контакты семьи с внешним миром. При этом он трудился вместе со всеми. Независимо от характера труда (коллективного или индивидуального) потребление всех без исключения продуктов труда в семье было коллективным, что соответствовало совместному владению средствами производства, в частности оленями, а также местами промысла, которыми семья обладала по праву освоения и длительного пользования («Если семья живет долго на этом месте, то у них уже своя территория для охоты »).
Защита семьи и ее достояния являлась делом всех взрослых мужчин. Женщины сочетали заботу о членах своих малых семей с работой для большой семьи (заготовка рыбы на зиму, обработка шкур, выпечка хлеба и т.д.).
Отражение формы семейных отношений в селькупском фольклоре
Среди произведений селькупского фольклора часто встречаются легенды и сказки, героями которых являются браться. В сказке «Кенгерсаля » идет речь о живущих вместе трех братьях, причем подчеркивается особый характер отношений между ними. Двое братьев, рассердившись на третьего, говорят ему: «Ты плохого нам желаешь. Убить тебя мало. Но брата своего как мы можем убить? Откочуем отсюда, а тебя одного здесь под деревом оставим. Живи один, как знаешь». Это свидетельствует не только о естественности совместного проживания братьев, но и о том, что добровольный уход брата из семьи даже и не мыслился, а изгнание из нее являлось высшее мерой наказания.
Другое по теме:
Современное положение сохранения народной культуры в астраханской области
На сегодняшний день, когда исчезают многие элементы традиционной культуры, бесспорной представляется необходимость её научного изучения. А для такого региона, как Астраханский край, с его этническим ...
Правда об экологии Байкала
Человек издавна пользовался природными богатствами Байкала и прибайкальской тайги – вылавливал рыбу, добывал пушных зверей, вырубал лес, заготавливал кедровый орех, ягоды, лекарственные травы. Поэтом ...
Население
Население Италии (по оценке на 1995 год) составляет около 57910000 человек, средняя плотность населения около 192 человек на кв. км. Этнические группы: итальянцы – 98%, немцы, словенцы, албанцы, грек ...