Семейные обычаиСтраница 1
Система взаимопомощи
Исследователи XIX века обращали внимание на то, что каждая селькупская семья считала своим долгом помочь соседям (тем более родственникам), попавшим по тем или иным причинам в затруднительное положение. Практиковалась помощь хлебом, более в затруднительных положениях – оленями. Помимо помощи продуктами (рыбой, хлебом, солью), огнезапасом, оленями практиковалась и доставка на ярмарку пушнины малоолененных охотников их более обеспеченными соседями: «На ярмарку надо ездить в Туруханск. Бедный как пойдет? А у которого олени есть, тому пушнину дают. Он продает, привезет табак, чай». Такого рода помощь селькупы называли «пособка».
Другим обычаем, распространенных среди нарымских селькупов, являлись «помочи». В них испытывала нужду каждая семья, и, естественно, каждая семья принимала участие. Глава семьи, нуждавшейся в помочах (обычно во время сенокоса), оповещал об этом жителей селения (юрты), они собирались, подкреплялись приготовленной хозяйкой пищей и отправлялись вместе с хозяином на работу. После окончания работу все вновь и вновь шли во двор к этому хозяину, где уже было приготовлено угощение.
К числу обычаев взаимопомощи следует отнести и практиковавшуюся совместную охоту двух семей на угодьях, принадлежащих одной из них с согласия общины. Такая помощь оказывалась очень действенной в случаях временного оскудения промысловой территории семьи.
Запасы продуктов семьи хранились обычно на лабазе вблизи постоянного жилища (избы, землянки). Любой путник, нуждавшийся в продовольствии, мог в отсутствии хозяев взять необходимые ему продукты. О таких случаях обязательно ставили в известность хозяев лабаза.
Выполнение обычаев помощи, взаимообразно оказываемой селькупскими семьями, являлось необходимым условием их существования.
Обычаи опеки
Семья осуществляла опеку сирот – детей, потерявших родителей. Обычно воспитанники по достижении совершеннолетия наделялись (в случае женитьбы или замужества) частью имущества и средствами производствами наряду с родными детьми. Однако иногда этим обычаем скрывались элементы эксплуатации.
Семье было свойственно заботиться и о старших родственниках, оставшимися на склоне лет одинокими. В этих случаях стариков либо брали к себе родственные им семьи, либо с ними вместе проживали их взрослые внуки по коллатеральным линиям (двоюродные, троюродные), племянники
Обычаи гостеприимства
Непременной чертой жизни семьи было гостевание, особенно широко распространенное у северных селькупов. Обычно оно приурочивалось к периоду больших морозов (в декабре), когда возникал естественный перерыв между «малой» охотой и «большой» охотой – «большим аргышом». Гостевание вносило большое разнообразие в жизнь селькупов. Гости (приезжали обычно семьями) обменивались с хозяевами новостями, совместно выезжали на ярмарку, где продавали добычу и запасались необходимыми товарами.
Приезд гостей всегда был радостным событием для селькупской семьи. Гостям предлагали самые удобные места для отдыха, почетные места в доме, хозяйка ставила все самое лучшее на стол: «женщину… кормившую гостя… худшими кусками, муж убивал». Иногда долгое гостевание наносило ущерб промысловой деятельности семьи – откладывались сроки охоты.
У селькупов было принято, чтобы человек человек ощущал себя своим и в чужой семье, чтобы он мог вести себя непринужденно, свободно и естественно.
Обычаи, связанные с положением женщины в семье
Селькупка сталкивалась с обычаем избегания, будучи еще девушкой и живя в семье родителей: «девушка около 13 лет перестает говорить с братом и начинает есть особо». Конкретный срок избегания определялся временем полового созревания девушки (появлением месячных). В селькупской фольклорной традиции сохранились представления о том, что в прошлом с целью изоляции девушек устраивались особые юрты, где помещались юноши, которые до зрелого возраста (до 17 лет) не имели права «видеть девушек своего рода».
Попадая в семью мужа, девушка не должна была открывать лицо и голову в присутствии отца и братьев мужа, а так же непосредственно к ним обращаться. Для того, чтобы переговорить с кем-то из них она должна была прибегнуть к помощи мужа. Избегание родственников мужа длилось до рождения первого ребенка.
Другое по теме:
Бахчисара́й
(укр. Бахчисарай, крымскотат. Bağçasaray, Багъчасарай) — город в центральном Крыму, Украина, центр Бахчисарайского района, бывшая столица Крымского ханства. Название переводится с крымско ...
Современное состояние миграции населения в Чувашской Республике
Чувашия - на 40-м месте среди регионов России по численности постоянного населения. Плотность населения составила 68,4 человека на 1 кв. км, это девятое место после Москвы (10467,5 человека на 1 кв. ...
Флора Крымских гор
Благодаря сложному рельефу и разнообразным климатическим и метеорологическим условиям, в Крымских горах представлено большое разнообразие растительности на небольшом пространстве. Если рассматривать ...