Статьи » Природные ресурсы и экология озера Байкал » Загрязнение Байкала воздушными выбросами

Загрязнение Байкала воздушными выбросами
Страница 2

Сброс загрязненных вод с судов

Особой проблемой являются сбросы балластных вод с судов и загрязнение вод озера нефтепродуктами. Всего на Байкале более 300 судов (не включая маломерный флот). Навигация длится около 6 месяцев. В 2000 году договор на сдачу подсланевых вод заключили всего 29 судов. Ежегодно в Байкал попадает около 160 тонн нефтепродуктов. По существующим правилам, любое судно, которое имеет право ходить по Байкалу, должно заключить договор на сдачу подсланевых вод. Сброс их в озеро запрещен, их нужно сдавать на специальные очистные сооружения. На всем Байкале пока что имеется одна-единственная в таком роде станция – в порту Байкал, на барже «Самотлор». Раньше этот судно курсировало по всему Байкалу, собирая отходы в разных местах по определенному графику. Несколько лет назад из-за отсутствия финансирования баржа встала на прикол в порту Байкал, где и стоит поныне. 4) Вырубка лесов в водосборном бассейне. Первичная древесина является главным источником дохода республики Бурятия, так как из 35 млн. гектаров общей территории 72%, покрыты лесами. Запасы леса в Бурятии оцениваются в 1900 млн. м3. Официальные источники Бурятии заявляют, что на территории водосборного бассейна Байкала ведутся только санитарные вырубки, необходимые для предотвращения природных катастроф, таких как пожары и нашествия насекомых. Несмотря на эти заявления, съемки со спутника и показания местных жителей подтверждают, что значительные вырубки продолжались и после присвоения в 1996 году Байкалу статуса объекта всемирного наследия. По данным Гринпис России, ежегодно в водосборном бассейне Байкала вырубается более 3 млн. м3 леса. Наказания за незаконную вырубку чрезвычайно мягки, а то и вовсе не применяются. В последние годы и в настоящее время все чаще возникают лесные пожары, в большинстве своем из-за неосторожного обращения с огнем. Также не ведется постоянного наблюдения и контроля за легальной вырубкой леса. С переходом к рыночной экономике в регионе сильно возросло количество нелегальных операций с лесом. Почти весь лес из Бурятии вывозится в Китай. 5) Промысловое и любительское изъятие биоресурсов

Охота

В результате легальной и, в основном, нелегальной охоты в пост-советский период в тайге Байкальского региона общее число северного оленя сократилось на 16%, соболя – на 21%, лося – на 33%, медведя – на 44%, кабана – на 62%

Рыба

На состояние популяций рыб влияют чрезмерный вылов, уничтожение нерестилищ, количество эпишуры, радиационный и температурный баланс в верхнем слое воды, разведение нетипичных видов рыбы и загрязнение. Однако систематических исследований влияния человека на рыбные запасы не производилось. Из 55 видов рыбы в Байкале 15 являются объектом промысла, к ним относятся: омуль, сиг, хариус, ленок, таймень, осетр, налим, окунь, щука, плотва, елец, язь, желтоперый и длинноперый бычок. Основным объектом лова (70% общего объема) является знаменитый Байкальский омуль. Несмотря на то, что общий объем биомассы омуля сократился вдвое в 70-е, общая биомасса омуля в озере в 1980 году оставалась примерно той же, что и перед 1930 годом. Такая ситуация сложилась благодаря запрету на коммерческое рыболовство с 1969 по 1975 г и интенсивному внедрению практики искусственного оплодотворения икры омуля. В настоящее время существует пять рыбных ферм (Большереченская, Баргузинская, Селенгинская, Бурдугузская и Бельская), которые в 1993 году вывели около 3 млрд икринок омуля. В 1950-х годах на нижней Селенге была построена специальная рыбная ферма для восстановления популяции Байкальского осетра и производства икры. Байкальский осетр включен в российскую Красную Книгу. В 2000 году искусственным способом здесь было выращено более 900 000 осетров. Востсибрыбцентр утверждает, что за последние двадцать лет число осетра и хариуса сократилось примерно в 10 раз. Наиболее вероятно, что это произошло из-за избыточного вылова, кроме того на численность повлияли исчезновение нерестилищ в результате строительства Иркутской ГЭС, и общее загрязнение воды. Искусственное оплодотворение для предотвращения вымирания вида в Байкале необходимо теперь не только омулю и осетру, но и хариусу. Еще один вид рыбы, находящийся под угрозой – таймень. Нетипичные для Байкала виды – такие как ратан и сазан, взятые из Амура, и лещ из небольших озер рядом с Байкалом также представляют определенную угрозу экологическому равновесию озера. Ратан является серьезным конкурентом для местных видов рыб, таких как омуль и лучинка. 6) Проекты строительства трубопроводов через водосборный бассейн Байкала. Из-за быстрого экономического развития и роста населения азиатских стран на побережье Тихого океана, общая потребность этих стран в энергии ежегодно вырастает примерно на 14%. Это стимулирует интерес российских нефтяных компаний к строительству нефтяного трубопровода из Западной Сибири, где находятся основные нефтяные месторождения, к Тихому океану. Уже существует трубопровод, идущий из Западной Сибири на восток к Ангарску, где за 90 км от Байкала располагается нефтеперерабатывающий завод – Ангарский нефте-химический комбинат (АНХК). Самым простым решением было бы продолжить этот трубопровод в восточном направлении, однако на его пути лежит Байкал. Две различные нефтяные компании предложили два плана того, как обогнуть озеро, – северный и южный маршруты. Северный маршрут, спланированный Транснефтью, идет от Ангарска на север, следуя вдоль Байкальско-Амурской Магистрали (БАМ), до города Тында, затем на юг по Транссибирской железной дороге, далее на восток к Хабаровску и на юг до порта Находка возле Владивостока. Этот маршрут пройдет по водосборному бассейну Байкала и по пяти другим территориям, имеющим статус охраняемых. В июле 2003 года этот вариант не прошел государственную экологическую экспертизу. Основные претензии экспертов были к байкальскому участку нефтепровода. Южный вариант – проект строительства нефтепровода Ангарск-Дацин – разрабатывался нефтяной компанией ЮКОС и в данный момент активно продвигается. Сейчас уже существует межправительственное соглашение о реализации проекта, согласованы объемы поставок и формула цены на нефть. Стоимость проекта – около $2,5 млрд. Предполагается, что труба будет пущена в 2005 г. и до 2010 г. по ней будет прокачиваться по 20 млн т нефти в год, а затем – до 2030 г. – по 30 млн т. Протяженность предполагаемого нефтепровода составляет 2247 км, в том числе по России – 1452 км, по Китаю – 795 км. По территории России нефтепровод проходит через Иркутскую область, Республику Бурятия, а также Читинскую область. Все предлагаемые варианты прохождения трассы нефтепровода неприемлемы не только с экологической, но и с юридической точки зрения. Из трех планируемых вариантов трассы трубопровода – два («центральный» и «западный») проходят по территории Тункинского национального парка, что прямо запрещено действующим законодательством. Более того, за прокладку трассы нефтепровода по данному маршруту предусмотрена уголовная ответственность по статье 262 УК РФ «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов». Третий вариант трассы – «восточный» – планируется провести по территории объекта всемирного природного наследия «Озеро Байкал», что ничем не лучше предыдущих двух. Кроме того, все предлагаемые варианты пересекают не только региональные заказники (или проходят в непосредственной близости от них), что ставит под угрозу популяции редких и охраняемых видов, но и по объектам культурного и исторического наследия (или вблизи от них). По проекту нефтепровод пересекает сейсмически активные области, где геологические разломы идут перпендикулярно друг другу. Сейсмическая активность, переходы через высокие горные хребты, экстремальные климатические и эколого-географические условия представляют серьезную угрозу при строительстве, поддержании трубопровода и обеспечении его безопасности. Нефтепровод должен пересечь крупнейшую реку байкальского бассейна – Селенгу, и ее притоки – Джиду, Чикой и Хилок. Прорыв нефтепровода и загрязнение этих водотоков приведет, в конечном счете, к загрязнению самого Байкала. При строительстве трубопровода несомненно будет нарушен ландшафт местности. На обширной территории со слабым развитием дорожной сети будут построены служебные дороги, которые откроют доступ к нелегальной охоте, рыбной ловле, рубкам леса и добыче полезных ископаемых. Коренные народности – буряты, сойоты и эвенки издавна жили и занимались разведением овец в Тункинской долине. Весь этот район священен для них, поэтому многие считают, что строительство нефтепровода наносит публичное оскорбление культуре, истории и верованиям местного населения. ЮКОС планирует построить нефтепровод в 200 метрах от мест, священных для коренных народов. На общественных слушаниях по оценки воздействия данного проекта на окружающую среду большинство местных жителей высказалось за полный отказ от строительства. Горячие источники Тункинской долины известны своими целебными свойствами. Ежегодно их посещает свыше 10 тысяч человек. Даже одноразовое загрязнение их нефтью сведет на нет ценность этого курорта. Поэтому к протестам против строительства нефтепровода присоединились туристические фирмы. По оценке Байкальского центра мониторинга земли, неучтенный ущерб природе от реализации проекта составляет 8 млрд. долларов. На кон поставлена не только Тункинская долина, данный проект создаст прецедент, который поставит под угрозу всю систему охраны природы в России. Строительство российско-китайского трубопровода через Тункинский национальный парк нарушит, по крайней мере, нормы Земельного кодекса и двух федеральных законов: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 59) и Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 15). Нефтепровод Омск – Ангарск – наиболее крупный (2 нитки диаметром 700 и 1000 мм) тянется от западной границы области и практически до восточной. Перекачивается сырая нефть. Нефтепровод принадлежит ОАО «Транссибнефть» АК «Транснефть» Министерства топлива и энергетики РФ. По Иркутской области нефтепровод эксплуатирует Иркутское районное нефтепроводное управление (ИРНПУ). В 2001 г. ИРНПУ разработан «План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти Иркутского районного нефтепроводного управления ОАО «Транссибнефть» – находится на согласовании.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Мифология Санкт-Петербурга
Библиография о Санкт-Петербурге очень обширна, поэтому представить ее во всей полноте в рамках данной работы невозможно. Анализируя различные источники, автор постарался выявить наиболее яркие сужден ...

История посёлка
Официально считается, что заселение поселка началось с 1932г. Но появились новые сведения, что наша станция Новая берет свое начало со времен русско-японской войны 1904 г. В начале 1904 г потребовало ...

Нефтехимические корпорации Японии
В последние годы в японской нефтехимической промышленности началась серьезная реконструкция, вызванная снижением конкурентоспособности японских нефтехимикатов на внешних рынках. Из-за низкой степени ...