Церковь святой Софии
Еще в византийскую эпоху, предположительно в VIII-IX веках, была возведена скальная церковь св. Софии, ставшая главной святыней городища. Она просуществовала, как и почти все церкви этого региона, до 1778 г. – исхода греков-христиан из Крыма.
Как и большинство пещер крымских поселений, эта пещера тоже рукотворная. Помещение чуть больше пяти метров в длину, двух с половиной метров в ширину и свыше двух метров в высоту, овальной формы, было высечено в громадном обломке скалы. Высота помещения позволяет перемещаться по помещению, не пригибаясь. Подковообразная алтарная ниша отделялась от помещения с молящимися (наоса) алтарной преградой небольшой высоты. Углубление для престола – в полу алтарной части, ниши для икон – высечены в южной и северной стенах, и остатки древних могил внутри церкви.
В XIX веке храм был восстановлен местным помещиком Г.Хвицким и наречен именем святой Анастасии. Рядом с церковью расположен скальный обломок, в котором вырубили усыпальницу и высекли не стене крест в круге, символизирующие вечность. Вокруг усыпальницы – древнее кладбище с двускатными каменными надгробиями, которые украшены резьбой.
Рассказывают, что некоторое время назад все приходящие в Качи-Кальон встречали юношу, одетого в белый подрясник, который подметал в монастырских пещерах, ставил иконы в нишах и свечи у икон, молился в древних храмах и мечтал о духовной семинарии и монашестве. Этот юноша по имени Виталий Евтушенко – установил крест на вершине церкви. Подрясник он получил от монахов из Успенского монастыря, которые и стали его духовными наставниками.
Сейчас его там не встречают – возможно, его мечта сбылась, и он учится в одной из духовных школ.
Трудно предсказать, как сложится дальнейшая судьба крымских пещерных монастырей. Но будем надеяться, что жизнь монашеская здесь не угаснет. На это указывает то, что каждый раз на Мангуп-Кале или в Качи-Кальоне можно застать иноков, которые что-то делают в пещерах, хотя жизнь в них не легкая. И кто знает, может, в следующем году мы застанем здесь будничную монастырскую службу?
Главное, чтобы не ушли больше монахи с обжитого места.
Другое по теме:
Социально-экономические факторы демографического развития
Анализ современной демографической ситуации Чувашской Республики показал, что основные проблемы развития населения региона сходны с общероссийскими: низкий уровень рождаемости, недостаточный для прос ...
Происхождение географических названий окрестностей селения
селение дагестанский народ религия Рассмотрим наиболее интересные названия окрестностей и частей селения. ГIумари къе – название местности расположенного в юго-восточной части села, на левом берегу р ...
Глобальные проблемы человечества
Основы глобальной политики в области защиты окружающей среды были заложены в декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды, состоявшейся в 1972г. В 1992г в Рио-де-Жанейро сос ...