Облик и композиция деревянного дома
Вызывающая невольное чувство восхищения красота и неповторимость облика деревянных домов Томска, неисчерпаемость фантазии и изобретательность в создании декоративного убранства базируются в общем на простых, но основанных на глубоком и тонком знании законов искусства и особенностей человеческого восприятия, приёмах. Главное здесь единичность исходных схем и бессчётное число вариаций немногих исходных элементов. Главных приёмов всего два: повторяемость главных элементов в определённых сочетаниях и дублирование по их вертикали и горизонтали.
Есть два типа зданий. Первый – жилой дом эпохи классицизма в три окна и крестьянская изба в два-четыре окна, выходящие на улицу торцовым фасадом с фронтовым завершением. Второй – купеческий и мещанский дом с гладким фасадом, равномерным ритмом окон и продольным расположением корпуса, вытянутого параллельно трассе улицы. Так или иначе, но исходным для деревянного жилого дома второй половины XIX – начала XX в. явился наиболее простой тип жилого дома – с безордерным фасадом, равномерным ритмом окон, равномерным распределением декора на фасаде, с минимально выделенным центром. Основным средством достижения выразительности и разнообразия облика домов стали их размеры и этажность. Число окон по фасаду колеблется от 2 до 8.
Такова композиция одноэтажных домов. Двухэтажные дома с равным одноэтажным постройкам количеством окон по уличному фасаду строятся по аналогичным схемам. Дома в 6 – 10 и более окон могут иметь четырехскатную кровлю с сильно развитым горизонтальным карнизом. Распространены и другие варианты: с одним щипцом в центре, с двумя по краям фасада или тремя щипцовыми завершениями. Встречаются дома с особенно богатым и живописным силуэтом. Избыточное применение декора не только выделяет важный в градостроительном отношении архитектурный объект, но и подчеркивает неординарность функции здания.
Ещё одна разновидность силуэтного решения, встречающаяся обычно в домах рубежа XIX – XX вв., обосновывается на дальнейшем обогащении исходной трехчастной схемы. Фасад остаётся гладким, но встречаются куполоподобные завершения со шпилем.
В деревянной застройке Томска преобладают двухэтажные дома, поражающие своими крупными размерами, парадной дворцовостью облика зданий и героической масштабностью.
Наряду с разнообразным сочетанием дерева и камня к важным средствам художественной выразительности принадлежит характер отделки стеновой поверхности. Стена могла быть бревенчатой или обшиваться тесом. Даже во второй половине XIX - начале XX в. в Томске остаётся наиболее распространённой особенно любимая в Древней Руси рубка брёвен с остатком – «в обло». Рубились брёвна и иначе, без остатка, - «в лапу», хотя и реже; иногда приёмом рубки «в лапу» соединялись не округлые брёвна, а отёсанные и образующие гладкую поверхность стены брусья. Обшивка тесом, как более поздняя и связанная с влиянием стилевой архитектуры техника, прививалась в Томске медленно и с трудом. И по сей день в деревянной застройке города преобладают дома с бревенчатыми, рубленными «в обло» стенами, поверхность которых впечатляет суровой, прямо-таки былинной красотой. Её суровость и мощь выглядят особенно выразительно на фоне нередко очень обильного многодельного декора. Техника обшивки тесом в свою очередь характеризуется многообразием и также благоприятствует созданию неповторимого облика фасадов. Существовал и третий способ обработки стеновой поверхности, использовавшийся в основном в домах большого размера, обшитые тесом стены и конструктивные швы-пилястры украшаются богатой накладной резьбой. Активным средством придания красоты и выразительности фасаду является наряду с возвышенными силуэтными завершениями ритм оконных и деревянных проёмов. В основном окна имеют равные размеры, расположены в равномерном ритме и украшены наличниками. Входы выделены крыльцами, козырьками или имеют вид подъездов, располагаются сбоку с одной стороны или с двух, если дом большой. Центральное расположение входов встречается крайне редко. Но это только общая тенденция, внутри которой существует множество нюансов, вариаций, отклонений.
Другое по теме:
Украинцы
Украинцы появились в Астраханской губернии в XVIII в. Это были, главным образом, так называемые «чумаки». Чумачество, или извоз - это посреднический торговый промысел, получивший особое распространен ...
Культура прусских литовцев середины XVI – середины XIX в.
Развитие письменности в Литве долгое время было связано с религиозными разногласиями между католиками и протестантами. Литовская литература того времени развивалась параллельно в Литве и Восточной Пр ...
Под эгидой музыкального общества
В 1859 году в России усилиями страстных пропагандистов искусства и талантливых организаторов во главе с А. Г. Рубинштейном возникло Русское музыкальное общество (РМО). За немногие годы оно добилось о ...