Резной декор
Страница 1

Резьба, украшающая деревянные здания Томска, является неотъемлемой частью архитектуры. Резьбой акцентированы очертания и ритм основных форм и членений – венчания стен, обрамления и завершения окон и дверей, декоративные стенки над воротами и угловыми частями домов – аттики, балюстрады балконов и лоджий. Резьба располагается по-разному. Она широкими полосами окаймляет основные конструктивно-функциональные элементы здания – подзоры карнизов, окон, крылец, иногда идущих в два и даже три ряда. Резьба заполняет поверхности ряда архитектурных элементов – ограды балконов и лоджий, навершия ворот, наконец, подчёркивает особо важные с точки зрения композиции элементы фасада. Таковы резные розетки и «солнца» в тимпанах щипцов, сквозные резные орнаментальные заполнения тех же тимпанов.

В целом композиция деревянных зданий Томска представляет удивительное сочетание конструктивности и декоративности, конструктивной обусловленности и откровенной изукрашенности. Но при всём богатстве и многообразии декоративных элементов главным элементом декора является наличник окна. Но наличники не существуют отдельно от дома, они воспринимаются в контексте всего здания, в сочетании с другими элементами, плоскостью фасада, поверхностью стены, в сочетании с себе подобными на одном этаже и наличниками другого этажа.

Форма и характер наличников чрезвычайно разнообразны, своеобразие их зависит от многих причин, о времени сооружения дома. Наличники 1870 – 1880 гг. отличаются определённой архитектурностью. Их завершения чаще всего имеют треугольную, волютную или фестончатую форму. Деревянные дома Томска до сих пор сохранили ставни. Чаще всего ставни имеют окна первого этажа. Но в общем ставни – признак и принадлежность домов, тяготеющих к середине XIX в. По мере приближения к концу столетия ставни употребляются относительно редко. Структура самого наличника проста и сложна одновременно. Он состоит из надоконной, венчающей части, несущих, зрительно поддерживающих венчающую часть пилястр, и нижней, подоконной.

Однако к концу XIXв. всё более изобильным, ложным, замысловатым становится декор. Усложняются и увеличиваются в размерах навершия, нижняя часть и боковины. Боковины приобретают вид сложных, составленных из резных элементов замысловатой формы пилястр. Тоже происходит и с подоконной докой, она тоже получает усложнённую изрезанную форму, и её поверхность также становится местом размещения накладного резного декора.

В полях подоконных и надоконных частей наличников в Томске особенно любимы и чаще всего варьируются три мотива – занавес с кистями, гирлянда с цветами, ваза с поставленным в неё растением, а также трилистники или стебли растений.

Однако есть и другие завитки или свитки, орнаментальные мотивы в виде завитков.

Резным мотивам декора наличников соответствует своя техника резьбы. Изобразительные мотивы, как правило, выполнены в технике глухой или объёмной резьбы. Обе техники более употребительны в относительно ранний период.

Наиболее поздней по времени является пропильная резьба, получившая название по способу её изготовления. Возникновение пропильной резьбы относится к концу XVIII в.

Рост декоративности наличника достигается путём насыщения его поля резьбой, усложнения силуэта, постепенной трансформацией архитектурного наличника в орнаментальный, удвоения исходных элементов навершия и основания, разрастание боковин и обогащения их орнаментальным узором.

Резной узор наполнения – вазон с цветами, помещенный в поле фронтона наличника на фоне доски, удваивается и повторяется в его завершении уже как мотив прозрачной резьбы и воспринимается на просвет. То же происходит и с нижней частью наличника. Орнаментальный узор подоконной доски, выполненный в технике объёмной резьбы, повторяется внизу ещё раз и в той же технике, но помещается он уже не на поле подоконной доски, а под ней, в одной плоскости с поверхностью доски, благодаря чему достигается эффект удвоения прозрачности. Удвоение теряет буквальность повтора, так как происходит с использованием разных техник.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Транспорт
Дороги в Италии большей частью проходят по крутым склонам гор, изобилуют тоннелями и мостами. Общая длина автомобильных дорог достигает 300 тыс. км; на автомобильный транспорт приходится ¾ все ...

Некоторые актуальные проблемы угольной отрасли
В настоящий момент в угольной промышленности сохраняется ряд негативных явлений и тенденций: · все еще сохраняющаяся высокая степень износа основных фондов; · относительно высокая аварийность оборудо ...

Здравоохранение
Численность больничных коек - 12361 ед.; врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений – 3644 мощностью 238,3 посещений в смену; врачей всех специальностей – 4748 чел.; среднего медперсонала – 146 ...