Боровск в XV веке
Страница 1

боровск мамай старообрядчество княжество

В 1410 году умирает Владимир Андреевич. В своей духовной грамоте он делил между сыновьями свой огромеый удел от Козельска до Серпухова. Старшему сыну Ивану отдает Козельск и Люботск, Семиону – Боровск с селами, а к Боровску волости: Голичицы, Хопылеву слободу, Истью со слободками. Сыну Ярославу дал в удел Ярославль с Хотунью, с тамгою, и со всеми пошлинами. Никого не забыл князь, даже своей жене княгине Елене он дал Лужу со всеми волостями.

Теперь же Боровским удельным князем становится Семен Владимирович. В 1410-1426 годах он имел свой собственный денежный знак - серебряную монету неправильной округлости около 1см. С одной ее стороны была надпись «Князь Семен Владимирович». С другой – изображение двух голов профиль и соединенных затылками. Очевидно, монета символизировала неразрывную связь боровского удельного князя по родословной с великим князем московским Василием Дмитриевичем. Семен Владимирович не был в отца, воителя прозванного Храбрым, Его имя не звучало в славных походах и сражениях. В годы его правления в его удельном княжестве на берегах Протвы не происходит особых событий. Зато развивается торговля, появляются свои лавки, растут слободы.

Но с приходом в 1426 году на Боровский удел внука Владимира Храброго, Василия Ярославича картина резко меняется. Очевидно, характер внука был в деда. И даже по его монете Становится ясно о непростом характере данного князя. На ней в отличие от монеты князя Семена изображался с обратной стороны всадник с копьем, или Самсон раздирающей пасть льва. Таким воинственным, смелым и волевым правителем был боровский князь Василий в жизни. В это время в Боровске возводится Пафнутьев монастырь или как его еще называют крепость -монастырь, в свою очередь сыгравший довольно важную роль в истории Отечества. Так в 1444 году игумен Пафнутий уходит из родной обители, поселившись за три версты уже в землях другого удельного князя Дмитрия Шемяки. Такой поступок сильно не понравился бороскому князю Василию, который всячески поддерживал московского князя Василия Темного в его борьбе с Шемякой. Боровский князь не раз пытался сжечь келью непокорного монаха, но уже к тому времени монашеский скит превратился в уже довольно известный и почитаемый в России монастырь.

В ту пору Боровск, как и многие города Руси был ареной неоднократных междоусобных княжеских битв. Все это не только обескровливало русскую землю. Но и делало ее легкой добычей для врага, как с восточной стороны, так и с западной. И Пафнутий будучи крупным политиком, был союзником Московского князя, вероятно хорошо понимая, что прекратить кровавую междоусобицу и обьединить русские земли может только Москва. Но следует отметить и факт, что когда князь боровский Василий вместе с князем московским Василием Темным, после неудачного похода попали в плен к татарам. И Хан Махмет в свою очередь потребовал за князей огромный выкуп, и именно Пафнутий не смотря на обиды боровского князя возглавил сбор денег, чтобы помочь князю выйти из вражеского заточенья.

Так же с Боровским Пафнутьевым монастырем связано имя такого известного культурного деятеля того времени, ученика Андрея Рублева, как Дионисий, чьи росписи украшают многие монастыри России, в том числе и Боровский. Искусство Дионисия сосредоточило в себе самую живую, самую глубокою идею своего времени- идею национального сплочения, обещавшую процветание и силу русского народа, начавшему уже осознавать свою независимость.

К середине XVвека внук владимира Андреевича Храброго Василий Ярославич завладел уделом более общирным, чем сам дед. За верную службу великому князю московскому Василию Темному князь боровский в разное время получает Дмитров, Козельск, Звенигород. Даже когда к власти приходит Дмитрий Шемяка, он всячески помогает Василию Темному в противоборстве с Шемякой. Причем по сути дела именно многие удельные князья в том числе и боровский, помогли вернуть власть законному правителю, то есть Василию Темному. Но несмотря на такую помощь, спустя некоторое время Василий Темный сначала отбирает у Василия Ярославича сначала Козельск, а потом «заковывает его в железа» и ссылает в Углич. Произошло это в 1456 году, никаких судов боярских или княжеских не было. Историки относят это к политике Василия Темного, решившего положить конец удельным княжествам.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Обрядовые кушанья и их названия
Среди лексем, называющих различные кушанья, существуют такие, которые связаны с народными праздниками, обрядами, обычаями. Объем этой лексики с каждым годом катастрофически уменьшается, так как уходя ...

Русский народный костюм
Крестьянство – хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме Русский национальный костюм сохранился в основном в крестьянском слое общества, так как по указу Петра I правящие кла ...

Национальные одежда, кухня, жилища
В один из свободных дней командировки я попросила принявшую меня семью показать национальную корейскую одежду. Характерные особенности корейского народа хорошо заметны при рассмотрении национальной т ...