Статьи » История города Боровска » Боровск – один из центров старообрядчества

Боровск – один из центров старообрядчества
Страница 1

Со второй половины XVII века Боровск становится одним из видных центров русского старообрядчества. Раскол русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую, то есть отвергающую церковные реформы Никона, отражал не только обрядовые разногласия между старообрядцами и господствующей церковью. Раскол отражал и классовые противоречия в русском обществе. Он был не только религиозным, но и общественным движением, которое облекало в религиозную оболочку классовые интересы и требования.

Царь и руководители господствующей православной церкви всеми мерами, не старались подавить старообрядческое движение.исключая самых жестоких В Боровск ссылались видные руководители раскола. Так Протопопа Аввакума дважды ссылали в Пафнутьев-Боровский монастырь (9 марта 1666 г. — 13 мая 1666 г.; 5 сентября 1666 г. — 30 апреля 1667 г.) . С горечью называл он впоследствии Боровск «мое отечество», «место мученное, идеже святии мучатся». Впервые Аввакум оказался здесь после Мезенской ссылки. «И привезше к Москве, — рассказывает Аввакум, — козновав и стязався со мною у крутицкого митрополита Павла, отвезли в Пафнутьев монастырь и посадили на цепь» . В монастыре Аввакум пробыл 66 дней. Все это время, как вспоминает Аввакум, его держали на цепи . Для того, чтобы склонить Аввакума к новой вере, в Боровск был послан ярославский дьякон Косма. Но, вместо того, чтобы увещевать Аввакума, Косма, сам сочувствовавший узнику, поддерживал его. «Протопоп! Не отступай ты старово того благочестия; велик ты будешь у Христа человек, как до конца претерпишь; не гляди на нас, что погибаем мы!» . Из Пафнутьева монастыря Аввакум был возвращен в Москву для соборного суда.

Немалую роль в насаждении раскола в Боровске сыграли сестры Соковнины- княгиня Евдокия Урусова и боярыня Феодосия Морозова. Обе они, как известные покровительницы раскола и усердные почитательницы Аввакума, были сосланы в Боровский девичий Рождественский монастырь. Точную дату прибытия Ф.П. Морозовой в Боровск установить трудно, но, как полагает А.И. Мазунин, начало заточения боярыни относится к концу 1673 началу 1674 гг. Здесь же находилась заточенная «тоя же ради веры» инокиня Иустина. Несколько позднее в Боровск доставили Е.П.Урусову и М.Г. Данилову.

Первое время заключенные Ф.П. Морозова, Е.П. Урусова и М.Г. Данилова жили в остроге относительно спокойно: сотники, охранявшие их, ещё в Москве были задобрены Иоакинфом Даниловым, «чтобы не свирепы были». Их посещал племянник И. Данилова Родион, старицы и сочувствовавшие. (Один из них -Памфил с женою Агриппиною был сослан за эту помощь в Смоленск). О частых посещениях узниц стало известно в Москве. 23—24 марта 1675 г. был составлен указ о расследовании того, что делается в тюрьме.

По указу в Боровск внезапно прибыл подьячий Павел, который с пристрастием расспрашивал сотников. В результате многие из них были сосланы в Белгород солдатами на «вечное житье» (А.С. Медведевский, Иван Чичагов). Вскоре было учинено новое расследование. 29 июля 1675 г. прислан был дьяк Кузмищев, который «мучениц истязал». Инокиня Иустина была сожжена на площади в срубе. По распоряжению дьяка Кузмищева Ф.П. Морозову и Е.П. Урусову из опустевшего после казни острога перевели в земляную тюрьму в «пятисаженные ямы». М.Г. Данилову поместили в тюрьму, где «злодеи сидят.» В земляной яме узницы провели последние дни своей жизни. Автор «Повести о боярыне Морозовой» с болью и сочувствием рассказывает о тяжелейших условиях пребывания узниц в земляной тюрьме: «Но кто может исповедать многое их терпение, еже они в глубокой темнице претерпеша, от глада стужаеми, вол тме не светимей отхадухи бо земныя, понеже парами земным спершимся велику им тошноту творяще. И срачиц им пременяти. Ни измывати невозможно бе».

Под страхом смертной казни охране запретили давать пищу заключенным: «Аще кто дерзнет чрез повеление ., такового главною казнью казнить». Первой не выдержала мучений Е.П. Урусова. Она попросила сестру отслужить по ней отходную, «и мученица над мученицею . отпевала канон, и юзница над юзницею изроняла слезы, едина в цепи возлежа и стоняще, а другая в цепи предстоя и рыдаще».

11 сентября 1675 г. Е.П. Урусова умерла. Ее тело оставалось не погребенным в течении 5 дней: власти решали вопрос о месте захоронения. Первоначальный царский приказ о захоронение Урусовой в лесу был отменен, так как местные власти боялись перезахоронения боровскими старообрядцами её тела и превращение новой могилы в место поломничества: « . раскольники, обретше, имут взяти с великою честию, яко святыхъ мучениц мощи . и будет последняя беда горше первыя».Тело Урусовой обернули «рогозиной» и захоронили внутри острога. Царь Алексей Михайлович надеялся, что смерть сестры сломит упорство Ф.П. Морозовой и посылает к ней монаха на увещания, но она с гневом его прогоняет. Тогда же к Ф.П. Морозовой перевели М.Г. Данилову. Содержание узниц ужесточилось. Они перестали получать еду и находились при смерти. Перед смертью боярыня призвала стражника и попросила: «Рабе Христов! Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися? И убо аще живы, помолимся о них и о тебе; аще ж умроша — помянем их. Умилосердися . Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми колачика». Стражник отвечал: «Ни, госпоже, боюся». Ф.П. Морозова: «И ты поне хлебца». «Не смею», — отвечал опять стражник. Просила, умоляла Ф.П. Морозова дать ей «мало сухариков», яблочко, огурчик, и каждый раз стражник отвечал отказом.

Страницы: 1 2


Другое по теме: