Экономика
Страница 4

В стране очень мало пригодных для судоходства рек, за исключением Амударьи, судоходной на протяжении 1400 км. На ней были построены порты Келиф, Хейрабад и Шерхан. Река Кабул судоходна на протяжении немногим более 100 км. Перевозка всех грузов по Амударье до нач. 1990-х осуществлялось судами Среднеазиатского пароходства Министерства морского флота СССР (грузоподъемностью до 500 т).

Имеются международные аэропорты в Кабуле и Кандагаре и 47 аэродромов для обслуживания местных линий, причем только 10 из них с твердым покрытием. Действуют пять вертолетных аэродрома. Основные авиаперевозки обеспечивают компания "Ариана Афган Эйрлайнз", которая совершает как международные, так и внутренние рейсы. "Aриана" была создана 27 января 1955 и долгое время, по оценкам экспертов, относилась к числу ведущих компаний мира. Главную конкуренцию "Ариане" составляет авиалиния "Кам Эйр" ("Кam air"), которая в 2003 начала внутренние рейсы, а теперь совершает полеты и в другие страны. Полеты в Москву, Исламабад, Тегеран, Дели, Дубай, Стамбул и Франкфурт осуществляются авиакомпанией "Ариана".

В Кабуле с помощью Японии в 1978 был создан центр цветного телевидения. Государственное радио- и телевещание ведется на языках дари и пушту. Наряду с государственными работают частные телеканалы – в Кабуле и Шибергане. Телефонная сеть развита слабо: в 2005 насчитывалось 38,6 тыс. абонентов. В то же время быстро растет количество сотовых и спутниковых телефонов. В Афганистане функционируют две компании мобильной связи – частная "Рошан" и полугосударственная "Афганская беспроводная связь". Численность абонентов первой к концу 2005 достигла 1 млн. чел., второй – 400 тыс. Все акции "Рошан" принадлежат иностранным компаниям, в т.ч. 51% – Международному фонду Ага Хана. 80% акций "Афганской беспроводной связи" также принадлежат американской Международной телефонной системе (Нью-Джерси). Остальные 20% – афганскому правительству. "Рошан" оперирует в 25 городах страны, "Афганская беспроводная связь" – в 15. Растет уровень пользования сетью Интернет (в 2002 в стране насчитывалась 1 тыс. Интернет-пользователей), которое при талибах было запрещено всем, кроме членов правительства.

Внешняя торговля. Афганистан до последнего времени имел ограниченные торговые связи с другими государствами. При этом объем импорта постоянно превышал объем экспорта. Основные статьи экспорта – сухофрукты, ковры, свежие фрукты, шерсть, хлопок и каракуль. Страна была вынуждена импортировать продовольствие и широкий спектр промышленных товаров, включая промышленное оборудование, автомобили, нефтепродукты, ткани, товары широкого потребления. На протяжении многих лет СССР был главным торговым партнером Афганистана, эта тенденция еще более усилилась в 1980-е.

Гражданская война в Афганистане в 1990-е привела к резкому снижению объема и деформации структуры внешней торговли – до 60% внешнего товарооборота составляла контрабанда товаров, в основном из Пакистана, Ирана и ОАЭ, которые и являлись основными торговыми партнерами страны. Больше половины объема контрабандной торговли составляли наркотики.

В годы войны произошло резкое сокращение производства сельскохозяйственной продукции, соответственно возросла зависимость страны от поставок продовольствия из-за рубежа. В Афганистан доставлялись пшеница, рис, растительные масла, сахар и молочные продукты. После поражения талибов начался быстрый рост внешней торговли Афганистана. В 2004/2005 афганский экспорт (включая реэкспорт) составил 2,4 млрд. долл. США, импорт – 4,7 млрд. долл. США. При этом номенклатура афганского экспорта практически не изменилась. В то же время несколько расширился ассортимент импортируемых товаров.

Расширился также список торговых партнеров Афганистана: в 2004 основными поставщиками товаров в Афганистан были Пакистан (25,5%), США (8,7%), Индия (8,5%), Германия (6,5%), Таджикистан (5,3%), Россия и Южная Корея (по 4,2% каждая). Афганский экспорт осуществляется в Пакистан (24%), Индию (21,3%), США (12,4%), Германию (5,5%) и др. – 2004. В настоящее время на первом месте по-прежнему остается Пакистан, объем товарооборота с которым в 2005 достиг 1,3 млрд. долл. США. Далее следуют Китай, Индия, Иран, ОАЭ, Узбекистан, Туркменистан.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Машиностроительный комплекс Республики Беларусь. Важное звено машиностроительного комплекса республики
Станкостроение многие годы обеспечивало количественное и качественное развитие других отраслей. В наст. время оно представлено хозяйственной группой "Белстанкоинструмент", объединяющей 25 п ...

Костюм второй половины XIX века
После революции 1848 года развитие капитализма в странах Европы идет еще более ускоренными темпами. Расширение производства, концентрация его в связи с конкуренцией подводят капитализм в конце XIX ве ...

Геоэкологические проблемы Сырдарьи и Шардаринского вдхр
Природная среда Казахстана, включающая, в основном, степи, полупустыни и пустыни, а также, уникальные внутриконтинентальные моря и озера, такие, как Каспий, Арал, Балхаш, Зайсан, Алаколь, весьма уязв ...