Статьи » Геополитическое положение ФРГ » Географическое и геополитическое положение федеративной республики Германия

Географическое и геополитическое положение федеративной республики Германия
Страница 2

На севере страна имеет широкий выход к Северному морю и Балтике. При этом побережье Северного моря гораздо важнее экономически, ибо это выход к морским путям для «старых земель» - наиболее развитой индустриально и наиболее интегрированной в мировую экономику части страны. Большую роль здесь играют и два речных пути от внутренних районов ФРГ (и шире - Европы) к морю - Рейн и Эльба. Хотя Рейн выходит к морю уже на голландской территории, вся «рейнская ось», - полимагистраль, «жгут» разнообразнейшей инфраструктуры не только ФРГ, но и всего ЕС (см. рис. 1 приложений) [9, с. 370-375].

Конфигурация границ ФРГ и ее соседей на севере и северо-западе - Дании и Нидерландов - такова, что ФРГ как бы зажата в углу между ними, если продолжить эти границы в море, - поэтому ей досталась самая небольшая экономическая зона в Северном море - всего 24,6 тыс. км2, тогда как маленькие Дания и Нидерланды получили каждая вдвое больше, чем ФРГ. В пределах немецкой экономической зоны нет сколько-нибудь перспективных месторождений нефти или газа.

Центральное положение ФРГ в Европе проявляется в том, что здесь перекрещиваются важнейшие широтные и меридиональные магистрали общеевропейского значения. Линия Москва - Минск - Варшава - Берлин - Париж связывает восток и запад Европы. По определению Лейпцигского института землеведения, это - «столичная ось», связывающая пять европейских столиц. В широтном направлении выделяются еще (по той же терминологии) «балтийская ось»: Северная Германия - Гданьск - Калининград - Вильнюс - Санкт-Петербург и «промышленная ось» - Лейпциг - Дрезден - Вроцлав - Краков - Львов.

Из осей меридионального направления выделяется «рейнская» - костяк всей урбанистической и индустриальной структуры Центральной Европы. Эта ось имеет и южное продолжение - железная дорога и автострады ведут к Сен-Готардскому туннелю в Швейцарии и далее на Турин (Италия).

Основной внешней осью Север - Юг для ФРГ вне ее пределов являются железная и шоссейная дороги от Ингольштадта - Мюнхена на юг к Бреннерскому перевалу и тоннелю под ним, ведущему в Италию. Здесь в сезон отпусков проходят миллионы легковых автомашин, а за год перевозится более 20 млн т грузов (большая часть автотранспортом) Восточнее - еще одна ось - от Гамбурга на Берлин – Дрезден - Прагу - Вену - Триест, ее называют «ось Эльба-Адриатика» [3, с. 115-122].

Центральное положение Германии в Европе многократно сказывалось в ее истории. «Наша важнейшая роль есть и будет - быть хорошими соседями. Это особенно трудно, когда соседей так много», - говорил бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт. Действительно, и западные, и восточные соседи Германии в XX в. дважды оказывались жертвами германской агрессии. Геополитическое положение ФРГ резко изменилось в 1990г. после объединения двух немецких государств и включения восточной части страны в НАТО. Если до этого граница ФРГ по Одеру - Нейсе была крайним восточным рубежом Запада в биполярном мире, границей капиталистического и социалистического лагерей, двух экономических и военных блоков, то ныне ФРГ сама оказалась центром ЕС, а потенциально - и европейских структур НАТО. Если и ранее все ее соседи на западе и юге (кроме нейтральной Швейцарии, не входящей ни в какие блоки) были членами ЕС, а большая часть из них (кроме той же Швейцарии и Австрии) и членами НАТО, то ныне ближайшими «кандидатами» в ЕС стали и ее восточные соседи - Польша и Чехия, вступившие в НАТО в 1999 г.

Современные западные геополитики отмечают, что «на новой географической карте Европы Германия занимает «более центральное место». Это означает не только политическое и экономическое усиление страны, но и рост ее потенциальных возможностей влияния. А поскольку экономические потенциалы и технологический уровень экономики ФРГ и ее соседей на востоке несравнимы (ВВП ФРГ в 20 раз превосходит польский, в 40 раз - чешский; заработная плата в Чехии с ее квалифицированной рабочей силой уступает германской почти в 10раз), имеются все условия для широкой торговой и финансовой экспансии немецких концернов и банков в экономику восточных соседей. Уже сейчас около 30% их импорта приходится на ФРГ. Экспорт ФРГ в этот регион и на Украину почти достиг ее экспортных поставок во Францию. Включение Польши, Чехии и Венгрии в НАТО сулит монополиям германского военно-промышленного комплекса крупные поставки техники для стандартизации вооружений этих стран по натовским образцам. Военно-политическое сближение ФРГ со странами Восточной Европы неизбежно повлияет как на обстановку в Европе, так и на соотношение сил внутри НАТО [3, с. 115-122].

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Население Мурманской области как фактор развития экономики
Демографическая ситуация в Мурманской области. Изучив демографическую ситуацию России, мне стало интересно узнать о состоянии населения Мурманской области. По состоянию на 1 июня 2001 г. численность ...

Самарские Клодты
В историю Самары прочно вошли другие Клодты - самарские купцы 2-ой гильдии - братья Карл и Иван Андреевичи Клодты. Жителям дореволюционной Самары был известен Торговый дом «Братья Клодт». Современное ...

История города Ишима
Первоначально наш город возник, как Коркина слобода. Существуют две версии возникновения слободы. Согласно первой - Коркина слобода возникла в 1670 году как деревня Коркина. В 1871 году Центральным с ...