Статьи » Геополитическое положение ФРГ » Географическое и геополитическое положение федеративной республики Германия

Географическое и геополитическое положение федеративной республики Германия
Страница 2

На севере страна имеет широкий выход к Северному морю и Балтике. При этом побережье Северного моря гораздо важнее экономически, ибо это выход к морским путям для «старых земель» - наиболее развитой индустриально и наиболее интегрированной в мировую экономику части страны. Большую роль здесь играют и два речных пути от внутренних районов ФРГ (и шире - Европы) к морю - Рейн и Эльба. Хотя Рейн выходит к морю уже на голландской территории, вся «рейнская ось», - полимагистраль, «жгут» разнообразнейшей инфраструктуры не только ФРГ, но и всего ЕС (см. рис. 1 приложений) [9, с. 370-375].

Конфигурация границ ФРГ и ее соседей на севере и северо-западе - Дании и Нидерландов - такова, что ФРГ как бы зажата в углу между ними, если продолжить эти границы в море, - поэтому ей досталась самая небольшая экономическая зона в Северном море - всего 24,6 тыс. км2, тогда как маленькие Дания и Нидерланды получили каждая вдвое больше, чем ФРГ. В пределах немецкой экономической зоны нет сколько-нибудь перспективных месторождений нефти или газа.

Центральное положение ФРГ в Европе проявляется в том, что здесь перекрещиваются важнейшие широтные и меридиональные магистрали общеевропейского значения. Линия Москва - Минск - Варшава - Берлин - Париж связывает восток и запад Европы. По определению Лейпцигского института землеведения, это - «столичная ось», связывающая пять европейских столиц. В широтном направлении выделяются еще (по той же терминологии) «балтийская ось»: Северная Германия - Гданьск - Калининград - Вильнюс - Санкт-Петербург и «промышленная ось» - Лейпциг - Дрезден - Вроцлав - Краков - Львов.

Из осей меридионального направления выделяется «рейнская» - костяк всей урбанистической и индустриальной структуры Центральной Европы. Эта ось имеет и южное продолжение - железная дорога и автострады ведут к Сен-Готардскому туннелю в Швейцарии и далее на Турин (Италия).

Основной внешней осью Север - Юг для ФРГ вне ее пределов являются железная и шоссейная дороги от Ингольштадта - Мюнхена на юг к Бреннерскому перевалу и тоннелю под ним, ведущему в Италию. Здесь в сезон отпусков проходят миллионы легковых автомашин, а за год перевозится более 20 млн т грузов (большая часть автотранспортом) Восточнее - еще одна ось - от Гамбурга на Берлин – Дрезден - Прагу - Вену - Триест, ее называют «ось Эльба-Адриатика» [3, с. 115-122].

Центральное положение Германии в Европе многократно сказывалось в ее истории. «Наша важнейшая роль есть и будет - быть хорошими соседями. Это особенно трудно, когда соседей так много», - говорил бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт. Действительно, и западные, и восточные соседи Германии в XX в. дважды оказывались жертвами германской агрессии. Геополитическое положение ФРГ резко изменилось в 1990г. после объединения двух немецких государств и включения восточной части страны в НАТО. Если до этого граница ФРГ по Одеру - Нейсе была крайним восточным рубежом Запада в биполярном мире, границей капиталистического и социалистического лагерей, двух экономических и военных блоков, то ныне ФРГ сама оказалась центром ЕС, а потенциально - и европейских структур НАТО. Если и ранее все ее соседи на западе и юге (кроме нейтральной Швейцарии, не входящей ни в какие блоки) были членами ЕС, а большая часть из них (кроме той же Швейцарии и Австрии) и членами НАТО, то ныне ближайшими «кандидатами» в ЕС стали и ее восточные соседи - Польша и Чехия, вступившие в НАТО в 1999 г.

Современные западные геополитики отмечают, что «на новой географической карте Европы Германия занимает «более центральное место». Это означает не только политическое и экономическое усиление страны, но и рост ее потенциальных возможностей влияния. А поскольку экономические потенциалы и технологический уровень экономики ФРГ и ее соседей на востоке несравнимы (ВВП ФРГ в 20 раз превосходит польский, в 40 раз - чешский; заработная плата в Чехии с ее квалифицированной рабочей силой уступает германской почти в 10раз), имеются все условия для широкой торговой и финансовой экспансии немецких концернов и банков в экономику восточных соседей. Уже сейчас около 30% их импорта приходится на ФРГ. Экспорт ФРГ в этот регион и на Украину почти достиг ее экспортных поставок во Францию. Включение Польши, Чехии и Венгрии в НАТО сулит монополиям германского военно-промышленного комплекса крупные поставки техники для стандартизации вооружений этих стран по натовским образцам. Военно-политическое сближение ФРГ со странами Восточной Европы неизбежно повлияет как на обстановку в Европе, так и на соотношение сил внутри НАТО [3, с. 115-122].

Страницы: 1 2 3


Другое по теме: