Статьи » Социально-антропологическая характеристика эфиопского этноса » Сельское хозяйство, ремесла и экспонаты из этнографических коллекций

Сельское хозяйство, ремесла и экспонаты из этнографических коллекций

Еще в древности стало известно, что в эфиопских недрах залегает золото. Во все времена оно представляло собой предмет торговли и активно привлекало к себе другие народы. Часть золота, которым располагал Древний Египет, происходила именно из Абиссинии, и многие географы полагали, что библейская страна Офир - это как раз и есть древняя Абиссиния.

Германский агроном граф Людвиг Гуйн кратко и пессимистично характеризует сельское хозяйство Абиссинии: «Страна вина без вина и скотоводства без племенного скота».

Действительно, сельское хозяйство Абиссинии находилось в плачевном состоянии и на очень низком уровне развития. Хотя страна очень плодородна. В то время как в более высоких местностях, например в Шоа, на высших пунктах Ласты, флора состоит лишь из вереска и лишаев, в низменных частях, в долинах Мареба и Такаццы, она отличается роскошным тропическим разнообразием. Здесь встречаются непроходимые девственные леса с большими деревьями. Например, знаменитый баобаб: его ствол в поперечнике может достигать 25 метров, но при таких внушительных размерах этот исполин почти не дает тени (на нем почти нет листьев). Также произрастают эбеновое дерево, камедное дерево, бруссопеция бумагоносная и т. п., а из плодовых деревьев - бананы и финиковая пальма. Кроме целого ряда лекарственных растений, здесь растут хлопчатая бумага, индиго в диком виде, дурра и дагусса (из зерен которой готовится любимый местный напиток), шафран, сахарный тростник и т. д.Конечно, кофе - главный экспортный продукт Эфиопии.

В более высоких местностях растут европейские злаки, зерновые растения и стручковые плоды, виноград, апельсины, лимоны, персики и абрикосы.

Леса в низкой и средней части плоскогорья не столь внушительны и состоят преимущественно из дикого оливкового дерева Муара. Также здесь произрастают хвойные деревья (например, кедры). Не менее богата и фауна Абиссинии.

Основу экономики Аксума в то время составляли земледелие и скотоводство. В городах Аксум, Колоэ, Адулис были развиты строительное, гончарное и ювелирное ремесла. Аксумская знать снаряжала торговые караваны и морские суда. А вот традиционные народные ремесла тех времен:

· Гончарство: изготавливались самые разнообразные, часто глазурованные сосуды.

· Плетение из соломы: например, столы-корзины для еды (такие и сейчас можно увидеть в эфиопских ресторанах, об этом я упоминал в первой главе) или корзины с конической крышкой, украшенные узором из концентрических кругов и ромбов.

· Обработка металла: производились ажурные, чеканные, филигранные кресты и украшения.

· Вышивка: на накидках шамма, на женских рубахах и штанах, часто со сложным плетеным орнаментом.

· Резьба по дереву.

· Тиснение по коже.

В этнографических коллекциях Национального музея Эфиопии можно увидеть полный костюм эфиопского воина, оружие такого воина. Отличительные элементы одежды воинов высшего ранга - головная повязка с мехом (льва или гепарда) и накидка из шкуры этого же животного - «лемд».

Центр зала занимает лодка из толстого тростника. Все мы знаем, что знаменитая «Ра» Тура Хейердала строилась мастерами с озера Чад. Однако меньше известно, что точно такие же лодки использовались издавна на озерах Эфиопии. «Тукуль», который при всем разнообразии жилищ, нередко считают типичным и единственным жилищем эфиопов. Среди музейных коллекция есть музыкальные инструменты. Здесь мы видим амхарские по происхождению, но распространенные у всех народов Эфиопии «крар», «мысэнко», «бэгэна» (все - смычковые), «диике» (длинные трубы из бамбука). Это очень популярные инструменты. Оркестры, составленные из них, и маленькие самодеятельные, и профессиональные (такие как в составе Национального и муниципального театров), пользуются неизменным успехом публики. Если «бэгэна» - самый аристократический инструмент, на котором играли высшие чины церкви, знать и сами императоры, то самый распространенный - однострунный «мысэнко», со смычком в виде лука. Это неизменная принадлежность «аз- мари» и «лалибела» - народного бродячего певца. В завершение всех экспозиций можно увидеть сделанный в начале XX столетия в Индии роскошный широкий трон темного дерева, с инкрустацией из слоновой кости, предназначенный для последнего императора Хайле Селассие I и его жены.


Другое по теме:

Народы Южного Урала
История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обу ...

Значимость реки Волга
В наше время река играет значительную роль в экономике России, поскольку на ней расположы большое количество гидроэлектростанций, сама же река необходима для различных морских грузоперевозок, которые ...

Историческая последовательность формирования хозяйства
Преобразование экономической системы является одним из важнейших направлений реформ в Китае. Реформы начались в 1978 г. с сельских районов и с 1984 г. постепенно распространялись по всем городам стра ...