Статьи » Социально-антропологическая характеристика эфиопского этноса » Сельское хозяйство, ремесла и экспонаты из этнографических коллекций

Сельское хозяйство, ремесла и экспонаты из этнографических коллекций

Еще в древности стало известно, что в эфиопских недрах залегает золото. Во все времена оно представляло собой предмет торговли и активно привлекало к себе другие народы. Часть золота, которым располагал Древний Египет, происходила именно из Абиссинии, и многие географы полагали, что библейская страна Офир - это как раз и есть древняя Абиссиния.

Германский агроном граф Людвиг Гуйн кратко и пессимистично характеризует сельское хозяйство Абиссинии: «Страна вина без вина и скотоводства без племенного скота».

Действительно, сельское хозяйство Абиссинии находилось в плачевном состоянии и на очень низком уровне развития. Хотя страна очень плодородна. В то время как в более высоких местностях, например в Шоа, на высших пунктах Ласты, флора состоит лишь из вереска и лишаев, в низменных частях, в долинах Мареба и Такаццы, она отличается роскошным тропическим разнообразием. Здесь встречаются непроходимые девственные леса с большими деревьями. Например, знаменитый баобаб: его ствол в поперечнике может достигать 25 метров, но при таких внушительных размерах этот исполин почти не дает тени (на нем почти нет листьев). Также произрастают эбеновое дерево, камедное дерево, бруссопеция бумагоносная и т. п., а из плодовых деревьев - бананы и финиковая пальма. Кроме целого ряда лекарственных растений, здесь растут хлопчатая бумага, индиго в диком виде, дурра и дагусса (из зерен которой готовится любимый местный напиток), шафран, сахарный тростник и т. д.Конечно, кофе - главный экспортный продукт Эфиопии.

В более высоких местностях растут европейские злаки, зерновые растения и стручковые плоды, виноград, апельсины, лимоны, персики и абрикосы.

Леса в низкой и средней части плоскогорья не столь внушительны и состоят преимущественно из дикого оливкового дерева Муара. Также здесь произрастают хвойные деревья (например, кедры). Не менее богата и фауна Абиссинии.

Основу экономики Аксума в то время составляли земледелие и скотоводство. В городах Аксум, Колоэ, Адулис были развиты строительное, гончарное и ювелирное ремесла. Аксумская знать снаряжала торговые караваны и морские суда. А вот традиционные народные ремесла тех времен:

· Гончарство: изготавливались самые разнообразные, часто глазурованные сосуды.

· Плетение из соломы: например, столы-корзины для еды (такие и сейчас можно увидеть в эфиопских ресторанах, об этом я упоминал в первой главе) или корзины с конической крышкой, украшенные узором из концентрических кругов и ромбов.

· Обработка металла: производились ажурные, чеканные, филигранные кресты и украшения.

· Вышивка: на накидках шамма, на женских рубахах и штанах, часто со сложным плетеным орнаментом.

· Резьба по дереву.

· Тиснение по коже.

В этнографических коллекциях Национального музея Эфиопии можно увидеть полный костюм эфиопского воина, оружие такого воина. Отличительные элементы одежды воинов высшего ранга - головная повязка с мехом (льва или гепарда) и накидка из шкуры этого же животного - «лемд».

Центр зала занимает лодка из толстого тростника. Все мы знаем, что знаменитая «Ра» Тура Хейердала строилась мастерами с озера Чад. Однако меньше известно, что точно такие же лодки использовались издавна на озерах Эфиопии. «Тукуль», который при всем разнообразии жилищ, нередко считают типичным и единственным жилищем эфиопов. Среди музейных коллекция есть музыкальные инструменты. Здесь мы видим амхарские по происхождению, но распространенные у всех народов Эфиопии «крар», «мысэнко», «бэгэна» (все - смычковые), «диике» (длинные трубы из бамбука). Это очень популярные инструменты. Оркестры, составленные из них, и маленькие самодеятельные, и профессиональные (такие как в составе Национального и муниципального театров), пользуются неизменным успехом публики. Если «бэгэна» - самый аристократический инструмент, на котором играли высшие чины церкви, знать и сами императоры, то самый распространенный - однострунный «мысэнко», со смычком в виде лука. Это неизменная принадлежность «аз- мари» и «лалибела» - народного бродячего певца. В завершение всех экспозиций можно увидеть сделанный в начале XX столетия в Индии роскошный широкий трон темного дерева, с инкрустацией из слоновой кости, предназначенный для последнего императора Хайле Селассие I и его жены.


Другое по теме:

Территориальный центр мониторинга экологической ситуации
Территориальный центр мониторинга экологической ситуации - проект, реализующийся в рамках межправительственного Соглашения между РФ и Германией. Финансирование проекта осуществляется Германией. Откры ...

Верования юкагиров
Верования юкагиров включают культ природы, промысловые обряды, шаманство. Согласно фольклору вселенная делится на верхний – небесный мир (пудоол лэбиэ), средний – земной мир (ордьоол лэбиэ) и нижний ...

История посёлка
Официально считается, что заселение поселка началось с 1932г. Но появились новые сведения, что наша станция Новая берет свое начало со времен русско-японской войны 1904 г. В начале 1904 г потребовало ...