Статьи » Экономико-географическая характеристика Казахстана » Экономика Японии, объяснение экономического феномена страны

Экономика Японии, объяснение экономического феномена страны

Территория: цепь из 4 крупных (Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю) и более 7 тыс. малых и мельчайших островов вулканического происхождения у Тихоокеанского побережья Азии общей площадью 372, 2 тыс. кв. км. численность — 127 млн. чел. Все 4 крупных острова соединены между собой подводными тоннелями или мостами (самый большой в мире подводный тоннель Сэйкан — 53, 85 км — соединяет острова Хоккайдо и Хонсю). Расположенное между островами мелководное внутреннее Японское море имеет важное транспортно-эконо-мическое значение. Около 70% всей территории Японии покрыто горами (потухший вулкан Фудзи достигает высоты 3776 м) со средней крутизной склонов свыше 15°, что затрудняет их использование для хозяйственного освоения. Равнины занимают лишь 18% территории страны, 3 крупнейшие (самая большая Канто, или Токийская) расположены на тихоокеанской стороне Хонсю. Здесь находятся все 6 крупнейших городов Японии. Ввиду сложности рельефа большая часть территории мало приспособлена для сельского хозяйства, а площадь обрабатываемых земель является сильно ограниченной. В отличие от большинства других крупных стран мира Япония характеризуется слабостью сырьевой и топливно-энергетической базы, исключением являются гидроэнергоресурсы коротких горных рек. Почвы Японии, как правило, не отличаются высоким качеством. Получение устойчивых урожаев без обильного внесения минеральных и органических удобрений практически невозможно. Япония является одной из самых богатых лесом стран мира. Под лесами находится примерно 55% территории. Однако качество лесов невысоко. Темпы экономического роста. Если в 50-е и 60-е гг. среднегодовые темпы прироста ВВП были одними из самых высоких в мире (соответственно 14, 9 и 11, 3%), то в 70-е гг. они составляли до 4, 5%, в 80-е гг. — 3, 8%, а в 1990—2000 гг. оказались равными всего 1, 3%, в конце 90-х гг. и в начале следующего десятилетия были отрицательными или близкими к нулю, однако затем начали восстанавливаться, достигнув 2% в среднем за 2004—2006 гг. Причинами вступления Японии в 90-е гг. в полосу рецессии были исчерпание ресурсов всех механизмов, которые обеспечивали высокие темпы прироста ВВП — селективная помощь перспективными отраслям, методы специфически японского фирменного управления — системы пожизненного найма и оплаты по старшинству, а также спекулятивный бум конца 80-х гг. , в результате которого банковский сектор оказался буквально погребенным под бременем безнадежных долгов. Норма валового накопления в послевоенные годы находилась на очень высоком уровне: более 30% ВВП. Хотя в 90-е гг. она снизилась, тем не менее даже в начале нового века оставалась относительно высокой — 24% ВВП (2007 г. ). Сегодня Япония вместе с США, КНР и странами Западной Европы занимает ведущие позиции в мировой экономике. На долю Японии приходится около 12% мирового промышленного производства, развиваются преимущественно новые и новейшие отрасли, базирующиеся на передовых технологиях. Страна занимает 1-е и 2-е место в мире по выпуску металлообрабатывающего оборудования, промышленных роботов, вычислительной техники, бытовой электроники, транспортных средств, по производству электроэнергии, а также по выплавке стали. Япония бедна энергоресурсами. Практическое значение имеют лишь незначительные запасы каменного угля. Японская энергетика более чем на 80% зависит от импорта энергоносителей (нефть, природный газ, уголь). Свыше половины энергобаланса приходится на нефть. Сейчас почти треть вырабатываемой в стране электроэнергии производится на АЭС. Важную роль в промышленном производстве страны играет черная металлургия. Японские металлургические центры относятся к числу самых мощных и передовых в мире. Резко преобладают комбинаты полного цикла. Самый большой находится в Фукуяме (16 млн. т. стали в год). Все предприятия отрасли работают преимущественно на импортном сырье и топливе. Япония была и остается экспортером стали и проката. Сохраняет свою роль самый старый японский металлургический район на севере Кюсю (г. Китакюсю), зародившийся на основе использования местных углей. Сохраняет свое значение цветная металлургия. Заводы отрасли размещаются в ведущих экономических центрах, куда поступают импортное сырье и где сосредоточены машиностроительные предприятия, потребляющие цветные металлы. Стержнем японской промышленности выступает машиностроение. Выделяются отрасли международной специализации – станкостроение и приборостроение, электронное и электротехническое маш-е, производство часов и оптической техники, автомобилестроение, судостроение. Японское машиностроение преимущественно наукоемкое и ориентируется прежде всего на квалифицированные кадры и НИОКР. В отраслях машиностроительного комплекса в настоящее время выпускается почти 44% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе 17% —в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 14, 5% — в транспортном машиностроении, 10, 5% — в общественном машиностроении. Характерным в этом отношении является роботостроение. В целом, стратегия развития машиностроения в Японии основывается на высокоэффективном синтезе таких основополагающих компонентов современного производства, как информация, машины и механизмы, связь. Главные районы японского машиностроения расположены на южном побережье о. Хонсю в пределах мегаполиса Токайдо. Высокоразвитой является химическая пром-ть Японии. Современной химическое производство страны специализируется главным образом на нефтехимии. Большое развитие получило изготовление синтетических материалов, пластмассы и полимерная химия. Крупнейшими производителями химических изделий в Японии являются: «Асахи Кэмикл», «Мицубиси Кэмикл», «Асахи Глас», «Фудзи Фото Филм», «Сэкисуй Кэмикл», «Кэй-Эй-Оу», «Сумитомо Кэмикл», «Торэй Индастриз», «Мицуи Кэмиклз». Среди продуктов японского химэкспорта: органические соединения (34, 1%), пластики (27, 9%), краски и красители (7, 5%), фармацевтические изделия (6, 5%), неорганические соединения (5, 7%), очищенная нефть и ароматические углеводороды (3, 2%). Промышленность Японии сосредоточена главным образом в узком поясе длинной 1500 км, который тянется от района Консю на северо-востоке вдоль тихоокеанского побережья. Это тихоокеанский промышленный пояс, социально-экономическое ядро страны, где находятся лучшие современные коммуникации. Хотя национальная экономика в первую очередь опирается на промышленность, сельское хозяйство занимает в ней важное место, обеспечивая страну большей частью потребляемого продовольствия. В основном из-за ограниченности земельных ресурсов и послевоенной аграрной реформы в деревне доминируют мелкие землевладельцы. Страна занимает 1-е место в мире по улову рыбы. Под продовольственные культуры отведено более 85% обрабатываемых земель. Рис, составляющий основу пищевого рациона японцев, занимает примерно 55% всех посевных площадей. Важнейшие из собираемых фруктов – цитрусовые – тяготеют к субтропическим районам, расположенным южнее Токио. Яблони, относящиеся к числу основных плодовых культур, выращивают преимущественно в возвышенных районах, а также на севере Хонсю и на Хоккайдо. Тутовник, используемый для разведения шелковичного червя, и чай также приурочены к субтропическим районам. Овощи выращивают в окрестностях крупных городов. Животноводство не преодолело в полной мере своего отставания, хотя мясная и молочная продукция занимает все более важное место в пищевом рационе населения. По итогам 2009 года ВВП страны Восходящего Солнца составил более 5 трлн долларов. Япония славится хорошо развитой транспортной инфраструктурой. Ее совершенствование, основанное на последних достижениях науки и техники, давно стало одной из важнейших государственных задач. Наибольшей плотностью объектов транспортной системы отличается Тихоокеанское побережье острова Хонсю, где находятся главные промышленные центры и сосредоточена большая часть населения страны. В начале нового столетия пассажиропотоки заметно возросли за счет автомобильного и воздушного транспорта. Автомобильный транспорт лидирует также и в грузоперевозках. Большая часть морских перевозок приходится на зарубежные линии. На каботажных маршрутах выполняется примерно 40% внутренних грузовых перевозок. Общий тоннаж морских судов составляет 19, 2 млн. т (4% мирового тоннажа). На долю воздушного транспорта приходится до 80% международных пассажирских перевозок, а также срочных грузов. Главные особенности Японии:1 Япония – островная гористая страна, расположенная в сейсмоопасной и тайфуноопасной зоне, слабо обеспеченная основными видами минеральных ресурсов;2. Являясь в целом моноэтнической страной , она отличается большой плотностью населения (на 1 кв. км 300 человек) и высокой долей горожан (80-85%);3. Территория мегаполиса во многомсовпадает с контурами Тихоокеанского промышленного пояса;4. На обрабатываемые земли приходится лишь 13% территории страны, однако посевная площадь больше обрабатываемой ( благодаря сбору в ряде районов 2-х, 3-х урожаев в год);5. В международном разделении труда Япония – один из мировых финансовых центров, а также поставщик продукции наукоемких отраслей промышленности. Япония активно участвует в международном разделении труда. Важнейшим рычагом укрепления позиций страны во внешних экономических связях является экспорт капитала. Особенно интенсивно японская внешнеэкономическая деятельность осуществляется в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).


Другое по теме:

Батальные хроники
Калмыки под предводительством своих полководцев участвовали во многих войнах России. Слава об их подвигах гремела по всей Европе. Польские короли домогались найма калмыцких эскадронов, чтобы на их пр ...

Центральная зона
Часть Китай-города по обеим сторонам Ильинки (ул. Куйбышева) в конце XIX – начале XX в. оформилась как московское «сити» – район деятельности московских финансистов и предпринимателей. Об этом свидет ...

Список руководителей поселка Новокручинский
история новокручинский городской поселение - Меркушев Федор - Антипина Фекла Карловна - Масалова Лидия Матвеевна 1958-1961 г. Грязнов Николай Алексеевич 1961-1963 г. Почекунин Иван Ефимович 1963-1971 ...