Статьи » Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Троице-Сергиев Варницкий монастырь
Страница 4

Троице-Сергиев Варницкий монастырь красив особой, приветливой, красотой. Его храмы как-то необыкновенно точно вписаны в смиренную природу ростовской земли. Трудно представить себе, что еще пятнадцать лет назад здесь, на родине преподобного Сергия Радонежского, царила мерзость запустения.

«Преподобный Сергий, — писал он, — представляется нам гармоническим выразителем русского идеала святости, несмотря на заострение обоих полярных концов ее: мистического и политического. Мистик и политик, отшельник и киновит совместились в его благодатной полноте».

Фигура преподобного Сергия занимает в сознании православного {хотя бы даже православного лишь по факту крещения) человека совершенно особое место. Нет необходимости рассказывать читателю о том, сколь многие люди прибегают к молитвенной помощи и заступничеству преподобного, о том, что побывать в Троице-Сергие-вой Лавре и поклониться мощам ее основателя стремится едва ли не каждый верующий. «Паломническая история» многих (в особенности, конечно, москвичей) начинается именно с Трои-це-Сергиевой Лавры. Не всякий отдает себе отчет в том, почему именно образ преподобного Сергия живет в нас как образ «главного» русского святого, чем так уникальны его путь и его миссия. Лишь с погружением в церковную историю феномен преподобного Сергия становится более ясным.

На поверхности лежит, по крайней мере, то обстоятельство (не заметить его нельзя), что большинство святых XIV — начала XV столетий (а это был так называемый «золотой век русской святости») были учениками или собеседниками преподобного, то есть испытали в той или иной мере его духовное влияние. Но даже и это не самая существенная «черта к портрету» игумена всея Руси. Весьма емко, как нам кажется, выразил сущность подвига преподобного Сергия.

Несколько другие акценты расставляет В. О. Ключевский, называя прп. Сергия «благодатным воспитателем русского народа»: «Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч . При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание».

Мы привели эти цитаты не ради красного словца. Раскрывая обстоятельства, легшие в основу почитания прп. Сергия, они показывают его (почитания) поистине всенародный масштаб. В свете всего вышесказанного не кажется удивительным то, что множество храмов по всей России освящалось и освящается во имя игумена Радонежского. Естественно, существует такой храм в Трои-це-Сергиевой Лавре. И, по некоторым сведениям, деревянная церковь во имя преподобного Сергия некогда была и в Варницком монастыре.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Хозяйственное использование материка
Хозяйственное использование Антарктиды заключается в её исследовании учеными для познания общей картины мироздания. Огромное значение имеют наблюдения за климатом этого материка, который влияет на ве ...

Праздничная пища
В праздничные дни крестьян-тружеников на столах ждали иные "ествы". Это, во-первых, мясные щи или похлебки (например, "варить баранину с луком, морковью или репой; и после подправить п ...

Происхождение названия селения
Название селения – Тадмагитль (самоназвание «Кьегъилъи») – состоит из двух слов «кьа» (над, «верхний) и «мигъи» (сенокос). На аварском – Т! адмагъилъ – «тIад» – над, «мигъи» (на ахвахском) – сенокос. ...