Духовная культура и обрядность
Страница 2

У грузин очень интересный и разнообразный фольклор в виде сказок, исторических преданий, легенд, баллад, пословиц, песен–трудовых, обрядовых, героических. От древнего героического эпоса сохранились только разрозненные куски, которые частью поются, частью рассказываются как сказки. Сюда относятся сказания о богатыре Амирани, сказания о Ростоме и сыне его Зурабе, поэма об Абессаломе и Этери. Существуют исторические песни

Сказочный эпос очень богат: известны волшебные сказки и сказки-мифы, сказки о животных, бытовые, песни-плачи, народные танцы (лекури, хоруми, гандаган). В волшебных сказках очень часто фигурируют злые духи-дэвы, чудовищные змеи, оборотни, колдуньи.

Грузины в области духовной культуры создали выдающиеся образцы народного творчества. Еще с Х в. у грузинского народа существовал тот уровень музыкального искусства, который европейская музыка достигла лишь в эпоху Возрождения. Одним из излюбленных народных музыкальных инструментов является чианури–смычковый инструмент, прототип скрипки. Затем пандури и чонгури–щипковые инструменты, разновидность лютни. Пандури распространилась у целого ряда народов Кавказа. Возможно, что и украинская бандура имеет кавказское происхождение. Характерна также архаическая многоствольная свирель- «флейта Пана», по-грузински «соинари». Кроме этого есть целый ряд духовых и ударных инструментов. Особенно популярен небольшой бубен-тамбурин (даира), под который танцуют.

В духовной жизни каждого народа особое место занимает религия. Господствующей религией грузин с IV в. является христианство. В то же время наряду с господствующим христианством среди грузинского народа фактически сохранялись и более ранние формы верований, которые, однако, не составляли отдельной религии, а тесно переплетались с христианством. Характерны аграрные обряды и верования; земледельческие праздники, почитание святых- покровителей земледелия, изготовление обрядовых печений, таких же, как и у русских и украинских крестьян, магические приемы борьбы с засухой–обливание водой куклы, выпахивание дождя (женщины впрягались в плуг и перепахивали русло реки) и другие приемы. Некоторые болезни, особенно оспу, суеверное население олицетворяло в виде женщин.[10]

Очень многие обряды и верования связаны были с семейной жизнью, с рождением ребенка, свадьбой, пропитаны магическими элементами: применение железа, чтобы отогнать злых духов от ребенка; пропускание невесты и жениха под скрещенными шашками, когда они входят в церковь и т.д.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Хозяйственная деятельность
Самой распространенной формой землевладения среди крымских болгар было общее. При нем каждый член общества имел определенный земельный пай, который не мог быть уменьшен или изменен. Его можно было пр ...

О Ермаке
Летописи, несколько царских грамот и недавно найденный Синодик Ермаковым казакам – вот весь круг источников, из которых мы черпаем сведения о Ермаке. Они не содержат бесспорно достоверных сведений ни ...

Происхождение вятичей
Откуда же пришли вятичи? Повесть временных лет о происхождении вятичей сообщает: “ .радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо два брата в лясех, - Радим, а другой Вятко, - и пришедша Радим на Сежу, и п ...