Духовная культура и обрядность
Страница 1

Рассмотрим вначале обряды и обычаи, связанные с традициями семейной жизни грузин. Основной формой семьи была малая семья. Большие семьи (диди оджахи) постепенно, особенно во второй половине 19 века, исчезали. Семейные отношения характеризовались строгой патриархальностью и регламентировались целой системой запретов (избеганий). Супругам запрещалось называть друг друга по имени, произносить имена свекра и свекрови, тестя и тещи, жене–разговаривать со старшими родственниками мужа. Крайними формами обычая избегания являлось запрещение разговора между мужем и женой при посторонних на протяжении 2-3 лет.[6] В брачных нормах грузины придерживались строгой экзогамии, запрещались браки между кровными родственниками до 7-8 колена, между однофамильцами, жителями одного квартала, одного теми (общества), между лицами, вступившими в искусственное родство (побратимами, воспитанниками по обычаю аталычества). Были распространены две формы брака: по взаимному согласию родителей жениха и невесты с уплатой залога (выкупа) и брак-похищение.

Грузинский свадебный цикл включал сватовство (мачанклоба), смотрины невесты, обручение (нишноба) и собственно свадьбу (корцили). Обряд обручения считался основным в свадьбе. Свадьба продолжалась несколько дней и отличалась многолюдием. Еще более многолюдными были похороны, требовавшие по существующим обычаям еще больших материальных затрат на устройство в течение года нескольких богатых поминальных трапез. Необходимо отметить, что многие традиции достаточно устойчивы, в т.ч. обычай свадебного и похоронного циклов.

Характерен для грузин и обычай бослоба. Согласно нему во время родов и некоторое время после них роженица одна находится в специальном помещении (босели).

В традиционном общественном быту грузин стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести, аталычества [7], побратимства и посестринства.

Значительно дольше среди переселенцев связи с прародиной осуществляются при исполнении ими праздников, связанных с традиционными верованиями. Однако традиционная сущность этих праздников в настоящее время в некоторой мере сохраняется только в обрядовой стороне, тогда как их внутренний смысл изменился. Теперь традиционные праздники воспринимаются главным образом как одна из возможностей собрания всей семьи, участия ее в праздничном веселье.[8] Красочными обрядами и весельем насыщен праздничная обрядность грузин. Отмечали Новый год (1 января), Рождество (25 декабря), весной–Пасху. Таким образом, живя на территории Украины, представители грузинского народа переняли и традиционные для нашего края праздники. Вместе с тем, грузины отмечают и национальные праздники. Так, в феврале-марте веселый праздник ксеноба-берикаоба с ряжеными, осенью Мцхетоба, Алавердоба и др. По окончанию сбора винограда осенью отмечается праздник ртвели. В наши дни, находясь вдали от своей этнической родины, грузины отмечают и праздники, традиционные для Грузии. Например, Тбилисоба, отмечаемый в конце октября в столице Грузии-Тбилиси.

Оригинальными у грузин являются обычаи, связанные с охраной здоровья детей. Если заболеванию ребенка не находили рационального объяснения, то его связывали с влиянием сверхъестественных сил. Методы лечения были связаны именно с этими представлениями. Наибольший вред мог принести, по существующим обычаям, ребенку сглаз. «От сглаза и бык может умереть»,–говорили в народе. С первых дней ребенка стремились оградить от влияния «нечистых сил» с помощью различных амулетов. Под подушку в колыбель новорожденного клали уголь и нож с черной ручкой, спички, свиную щетину. На люльку вешали крестик из считавшегося священным каменного дерева. Если в семье был новорожденный, запрещалось приносить вечером в дом воду, т.к. опасались, что вместе с водой могли проникнуть и «злые силы» и унести ребенка из дома. Если приходилось выносить ребенка из дома после захода солнца, то на лбу его углем чертили крест и прикрывали лоб чепчиком или просто мазали ему лицо сажей. В настоящее время эти обычаи уже отошли в прошлое и сохранились только в памяти людей старшего поколения. Основная причина исчезновения их из быта народа–улучшение медицинского обслуживания и повышение культурного уровня населения.[9]

Страницы: 1 2


Другое по теме:

История города Ишима
Первоначально наш город возник, как Коркина слобода. Существуют две версии возникновения слободы. Согласно первой - Коркина слобода возникла в 1670 году как деревня Коркина. В 1871 году Центральным с ...

Бунт 1905 года
К концу XIX века население Боровска достигло 10 тысяч человек. Однако уже в 1890-х гг. развитие города замедлилось. Одной из основных причин этого стала удаленность от железнодорожных путей. Накануне ...

Население и трудовые ресурсы России
Трудовые ресурсы включают население в трудоспособном возрасте, работающих лиц пенсионного возраста и работающих подростков моложе трудоспособного возраста. Вследствие существенных различий в темпах п ...