Статьи » Записки журналиста: Корея » Основные особенности национальной психологии и поведения

Основные особенности национальной психологии и поведения
Страница 2

Корейцы вежливы и невежливы одновременно – эта мысль пришла мне в голову после того, как я вышла за двери фирмы, в которой побывала. Бесчисленные угощения, неожиданные подарки постоянно и полностью отвечающие вашим желаниям: все это и даже больше ваше, если Вы были приглашены. Это не выдумка, традиционно одно из названий Кореи было "Восточный Остров Вежливости". "Обязанности хозяина превыше всего, обязанность гостя принимать это как должное".

С другой стороны, невоспитанность и грубость корейцев также легендарны и засвидетельствованы тысячами людей, кому довелось гулять по улицам Кореи (в том числе и мною). Многочисленные толпы, неожиданные толчки, постоянное и почти полное невнимание к тому, куда направляются другие люди: все это для вас, если Вы вышли наружу. А вот это выдуманное: в наши дни одним из названий Кореи может быть "Восточный Остров Невежливости". Стремления личности превыше всего, обязанность жертвы – дать дорогу.

Уроженцы с Запада проходят сквозь нелегкое время привыкания к этим двум имиджам Кореи столь различных линий поведения. Наши хозяева ОЧЕНЬ радушны, наши водители такси ОЧЕНЬ противные. Неужели Корея действительно объединяет два совершенно противоположных типа людей, живущих на одном полуострове? ФАКТИЧЕСКИ ДА.

Для корейцев мир делится на две части – тех, кого они знают и тех, кого не знают. Если Вы знаете кого-либо, с кем поддерживаете отношения, кому Вы обязаны, то относитесь к нему или к ней вежливо, доброжелательно, обходительно. Но если Вы не знаете такого человека, если Вы никогда формально не «встречали» таких людей, тогда они не существуют, они не личности, они не в счет и Вам ничего не нужно делать.

Корейцы уважительно относятся к власти, законопослушность остается и поныне заметной чертой корейского национального характера. Хорошо известно, что конфуцианство воспринимало государство как своего рода большую патриархальную семью. В наше время эти представления не только сохранились, но и оказались также перенесены и на фирму, на отношения в ней. В большинстве крупных компаний даже ведется целенаправленная пропагандистская (или, может, лучше было бы сказать - «воспитательная»?) работа, направленная на то, чтобы сформировать у работников дух единства. Эта «семейная» атмосфера (реальная или наигранная – не важно) играет, если подходить к ней с точки зрения наемного работника и его интересов, двоякую роль. С одной стороны, власть руководства компании является беспрекословной, сотрудники должны не только отвешивать руководителям поясные поклоны, но и мгновенно выполнять любые приказы, ни при каких обстоятельствах не высказывать недовольства, с готовностью оставаться на сверхурочные и воздерживаться от того, чтобы напрямую обсуждать перспективы повышения заработка. С другой стороны, компания, особенно крупная, берет на себя ряд функций по социальной защите работника, предоставляет ему различные льготы, что очень важно в стране с почти полностью отсутствующей системой государственного страхования, и, наконец, гарантирует ему пожизненную занятость: пока существует фирма, ее сотрудник может быть переведен с места на место, из подразделения в подразделение, но уволить его могут лишь в исключительных случаях (относится это, правда, только к квалифицированным работникам – мужчинам).

Другой частью конфуцианского наследия, которая не только сохранилась в современной Корее, но и сыграла едва ли не определяющую роль в «корейском экономическом чуде», является традиционная трудовая этика. Конфуцианство всегда высоко ценило напряженный систематический труд, самодисциплину и способность к работе в коллективе. Дело тут, скорее, не в самой конфуцианской доктрине, а в том, что Дальний Восток – это цивилизация поливного риса. Рис, особенно поливной, - растение очень специфическое. Возделывание рисового поля не может вестись индивидуально, силами одной крестьянской семьи или даже небольшой группы семей. В отличие от, скажем, пшеничного или ячменного поля, рисовая плантация существует не сама по себе, а представляет из себя часть сложной гидротехнической машины, состоящей из десятков и сотен небольших полей, разделенных дамбами и соединенных специальными каналами. Вода в это систему подается из реки, по каналу длиной в десятки километров, или из водохранилища. Сооружение такой системы и поддержание ее в рабочем состоянии в доиндустриальном обществе требовало соединенных систематических усилий сотен и тысяч человек. Однако без этих усилий никакое сельскохозяйственное производство на Дальнем Востоке, а, значит, и физическое существование его многочисленного населения было бы невозможно. Отсюда особая роль государства, которое с очень раннего времени взяло (не могло не взять!) на себя функции контроля и руководства экономической жизнью, отсюда и огромное значение коллектива в жизни индивида, отсюда, наконец, и привычка к организованному упорному труду.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

История происхождения блинов
Традиционное кушанье масленицы – блины. Они имеют свою историю, ещё более древнюю, чем сам обычай. Полагают, что первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4-5 тыс ...

Внутренние воды
В связи с тем, что не только среднегодовые, но и на большинстве территории даже летние температуры в Антарктиде не превышают нуля градусов, осадки там выпадают только в виде снега (дождь — крайне ред ...

Геоэкологические проблемы Сырдарьи и Шардаринского вдхр
Природная среда Казахстана, включающая, в основном, степи, полупустыни и пустыни, а также, уникальные внутриконтинентальные моря и озера, такие, как Каспий, Арал, Балхаш, Зайсан, Алаколь, весьма уязв ...