Заключение

По лучшим представителям российского купечества можно наблюдать сложный и противоречивый путь развития от патриархально-крепостной психологии и сословной ограниченности до высоких культурных достижений и активного участия в общественно-политической жизни. Не жажда наживы, а именно психологические мотивы были двигателем восхождения российских купцов на вершины их могущества. Ведь многие из них до конца своей жизни были религиозны, вели строгий, если не сказать суровый, образ жизни, тратили огромные суммы денег на благотворительность.

Российскому купечеству было немного лет (ведь как класс оно начало формироваться только после отмены крепостного права в 1861 г.), и трудно было ожидать от них высокого уровня образования. Но их дети уже учились в гимназиях, коммерческих училищах и даже в университетах. Русские провинциальные купцы потянулись к западному уровню культуры - создавали в своих городах яхт-клубы, ипподромы, музеи, театры и библиотеки, обзаводились еще диковинными автомобилями, электростанциями, благоустраивали свои улицы.

Если дворяне стремились к господству в местной администрации, занимали важнейшие должности в губернии, и уезде, то купцы были настоящими хозяевами экономической жизни края. Следы бурной деятельности самарского купечества сохранились, по сей день: лучшие в городе особняки, водопровод и трамвай, больницы и магазины, жилые доходные дома и пристани и многое другое, но самое главное - оживленный рынок, преображенный край.

Эпоху конца XIX - начала XX вв. некоторые исследователи называют "периодом Медичи" в культурной жизни России. То время отличалось небывалым расцветом купеческого меценатства. Этот этап закончился в 1917г. началом все сокрушительной индустриальной революции. Не успели российские купцы, как следует встать на ноги, достичь должного культурного уровня и принять из рук отмиравшего дворянства контроль за судьбами России.

[1] «Воплощение ушедшей эпохи»-Акценты-2001-№1

[2] «Кто вы Самарский Клодт ?» В.Круглов, Культура-1994г.-№6(февр.)

[3] Морозова Н. «По следам Самарского Клодта» - Алабинские чтения.- Самара, 1995г.

[4] Мурат ова Н. «Судьба моей семьи» ;Неизвестная Самара- Самара, 2004г., с.106

[5] В.Каркарьян и В.Неверова «По улицам Старой Самары»; Самара, 1988

[6] Муратова Н. «Судьба моей семьи» ;Неизвестная Самара- Самара, 2004г., с.104

[7] Мурат ова Н. «Судьба моей семьи» ;Неизвестная Самара- Самара, 2004г., с.105

[8] Государственный архив Самарской области- Ф-32. Оп.33. Д. 9,10,11,543

[9] Буданова А.А. «Невымышленная история торгового дома «братья Клодт»- Неизвестная Самара- Самара, 2004г.

[10] Государственный архив Самарской области- Ф-153. Оп.1. Д. 96-103,628,745


Другое по теме:

Рождество и рождественско-святочная обрядность
праздник обрядность гуляние Рождество повсеместно в России почитали в качестве большого праздника. Отмечали его в течение 2-3 дней в кругу семьи. Хозяйки варили мясной суп, жаркое, холодец, пекли пир ...

Религия
Испокон веков религия была неотъемлемой частью жизни итальянского общества. Даже при диктатуре фашистов Муссолини в 1929 году католицизм был признан государственной религией. Государство было официал ...

Экономика
КНДР Данные о национальном продукте КНДР и балансе платежей отсутствуют, а сведения о производстве разрозненны и даются в натуральных показателях или в процентном выражении по отношению к неопределен ...