История этнонима татарСтраница 1
Впервые этноним «татар» упоминается в рунической надписи на памятнике, установленном в честь государственного деятеля Второго Тюркского каганата Кюль-тегина (732 г.). Эта надпись, содержащая сведения о политической истории Центральной Азии 6-8 веков, упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».
По свидетельствам источников, в 9-12 вв. татарские племена достигают большого могущества. Они образуют в Центральной Азии несколько своих государств и подчиняют окружающие тюркские и монгольские племена. В 10-12 вв. этноним «татары» был хорошо известен также в Китае, Средней Азии и Иране. Так, компетентный исследователь 11 века Махмуд Кашгари обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном именует «Татарской степью».
Очевидно, поэтому в начале 13 в. монголы, победившие татарские племена и захватившие их земли, в среде тюркских племен, в китайских и мусульманских источниках идентифицируются как «татары». Позднее это наименование монголов распространяется на Руси и в Европе (несмотря на то, что монгольские ханы категорически запрещали именовать себя «татарами»).
Проникновение наименования «татар» в Волго-Уральский регион связано с монгольскими завоеваниями и их следствием – образованием на обширной территории Восточной Европы, Западной Сибири и части Центральной Азии государства Улус Джучи (более известного как Золотая Орда). Являвшаяся уделом старшего сына Чингис-хана Джучи Золотая Орда до конца 13 в. в свою очередь входила в состав обширной Монгольской империи (Йеке Монггол Улус), объединявшей уделы еще троих сыновей Чингисхана: Угедея, Чагатая и Тулуя.
Термин «татар» получает широкое распространение и внутри самой Монгольской империи. Как свидетельствуют источники, в 13 веке этот термин начинает обозначать представителей покоренных монголами народов и племен (в значительной степени тюркоязычных), а также сами эти племена.
Очевидно, уже к началу 14 в. термин татар на территории Улуса Джучи приобретает социально престижное значение, начиная обозначать военно-служилую аристократию, в основном ведущую кочевой образ жизни, в среде которой формируется «имперская надэтническая культура». Таким образом, термин "татар" теряет свое первоначальное, "этническое" значение и приобретает социальное звучание.Судя по источникам, постепенно термин "татар" становится названием господствующих слоев в государствах с правящей чингисидской династией (Джучиевом Улусе, Чагатайском Улусе, державе Хулагуидов, империи Юань). Как правило, эти слои были представлены тюрко-монгольской кочевой элитой.
Однако в течение 14 века происходит падение чингисидских династий во всех созданных монголами государствах (кроме Золотой Орды). Потомки грозного завоевателя свергаются с тронов, а опора старых режимов (именуемая в источниках "татарами") уничтожается, изгоняется либо переходит на службу новым династиям. Таким образом, они теряют свою «татарскость», одним из условий которой была служба ханам из династии Чингисидов. В то же время в Улусе Джучи, несмотря на внутренние смуты, позиции господствующего класса остаются прочными. С чем это было связано?
Как уже отмечалось, в государствах, основанных потомками Чингиз-хана, военно-служилая знать и значительная часть бюрократии состояла из представителей кочевой элиты (предводителей и привилегированных членов кочевых кланов). Павшие монгольские государства занимали территории древних земледельческих цивилизаций (Китая, Ирана, Мавераннахра). Поэтому в них позиции малочисленного в сравнении с основным населением монгольского господствующего класса, с чуждыми для большинства традициями и образом жизни, оказались весьма непрочны.
Иной была ситуация в Золотой Орде. Основную территорию этого государства составляли степи, а большинство населения вело кочевой образ жизни. Здесь доля собственно монголов также была невелика, и вскоре они растворились в окружавшей их тюркской среде. Однако установленная монгольскими завоевателями система государственного и общественного устройства в условиях Золотой Орды оказалась гораздо более жизнеспособной.
Даже после распада Золотой Орды (1-я половина – середина 15 в.) в выделившихся из нее государствах (Казанском, Крымском, Сибирском, Астраханском, Касимовском ханствах) сохраняется чингисидская династия Джучидов (исключение составляла Ногайская Орда, где правили потомки золотоордынского временщика Едигея (1352-1419). В этих государствах сохраняется и господствующее сословие, носящее самоназвание «татар».
Другое по теме:
Антропологическая характеристика
Греки — основное население материковой и островной Греции. В 1992 г. их насчитывалось в стране более 9,72 млн. человек, что составляет 95% населения Греции. Общая численность – 12,4 млн чел. (1992 г. ...
Действие основных факторов развития туризма в
Прибайкальском рекреационном районе
Прибайкальский рекреационный район входит в группу районов со слабой степенью освоения рекреационных ресурсов. Рекреационными ресурсами района пользуется, в основном местные жители. При этом исследуе ...
Казахские народные праздники
Наурыз 21/22 марта. Совпадает по смыслу и дате со славянками «журавлями» Первый праздник, который берет свое начало еще в доисламской истории казахов, или праздник Весны, приходящийся на день весенне ...