Статьи » Этноним "татары" » История этнонима татар

История этнонима татар
Страница 2

Постепенно оседлое (сельское и городское) население татарских ханств «татарами», помимо ордынской кочевой элиты, начинает именовать всех кочевников, населявших территорию бывшей Золотой Орды. Очевидно, именно одного из таких кочевников имел в виду знаменитый поэт периода Казанского ханства Мухаммедьяр – просвещенный горожанин, вложивший в уста героя одной из своих поэм весьма нелестную характеристику «татарина».

До недавнего времени среди татарского населения Поволжья и Приуралья также имели распространение поговорки, нелестно характеризующие «татар»: ‘Татар атасын сатар’ (Татарин отца родного продаст), ‘Татар туря булса, чабатасын тургя эля’ (Если татарин станет чиновником, лапти свои повесит в красном углу), ‘Татар атка менся, атасын танымас’ (Если татарин сядет на коня, не узнает отца родного). Сегодняшние сторонники «булгарской» теории происхождения татар приводят этот факт как одно из основных доказательств навязанности наименования «татар» современным носителям этого этнонима.

Таким образом, мы видим, что оседлое население по крайней мере Казанского ханства четко отделяло себя от «татар». Причину этого следует искать в резких различиях образа жизни, преследовании различных интересов и, наконец, разном менталитете этих двух социальных слоев.

Как же именовали себя оседлые жители, «автохтоны» края?

Известно, что на территории Среднего Поволжья в 10 – начале 13 вв. существовало мощное высокоразвитое Булгарское государство. После монгольского завоевания территория Волжской Булгарии становится вилаятом (провинцией) Золотой Орды.

После распада Улуса Джучи обозначение «вилаят-и Булгар» («Булгарский вилаят») стало официальным наименованием Казанского ханства наряду с обозначением «вилаят-и Казан» («Казанский вилаят»), что подчеркивало преемственность между Волжской Булгарией – Булгарским вилаятом Золотой Орды – Казанским ханством как независимым государством. При этом Казанское ханство претендовало и на золотоордынское наследие.

Уже в момент возникновения Волжская Булгария была многоэтничным государством. Из источников известно, что в состав Булгарии входили сувары, эсегели, буртасы и др. племена, присутствовали и кыпчакские кланы. Однако общепринятым самоназванием населения являлся, очевидно, термин «булгар» или «бильгяр»

В период Золотой Орды этнический состав населения Среднего Поволжья еще более усложняется в результате миграций и частичного оседания кыпчакских племен, кочевников из Центральной Азии и Южной Сибири. Однако можно предполагать, что у значительной части населения долгое время сохранялось булгарское самосознание. В то же время параллельно используемым и более популярным самоназванием уже в 15-16 в. был конфессионим "мусульмане". Об этом свидетельствуют как данные русских летописей, где жители Казанского ханства именуются "бесермянами" (т.е. мусульманами), так и уникальный источник 1550 г., дошедший до нашего времени – "Зафар-наме-и вилаят-и Казан". Необходимо отметить, что для средневекового сознания было свойственно преобладание конфессионального (религиозного) самосознания над этническим (общеизвестно, что русский социальный термин "крестьянин" произошел от конфессионима "христианин"). Конфессиональное самосознание сохраняло свои позиции в татарском обществе очень долго. И сегодня, если спросить у некоторых пожилых татар "Кто мы?", наряду с ответом "татары" (реже - "мишары", "тептяри" и т.п.) можно получить ответ "Мы - мусульмане".

Источники свидетельствует в пользу того, что тюрко-мусульманская элита и незнатное население Волго-Уральского региона долгое время использовали для самообозначения различающиеся самоназвания: первые – "татары", вторые – "мусульмане" (отметим, что и те, и другие придерживались мусульманской религии).

Есть основания полагать, что среди татар Поволжья и Приуралья этноним "татары" в качестве самоназвания распространялся медленно, в течение 18 – начала 20 веков. Прослеживается три основные причины распространения термина «татары», изложенные Д.М. Исхаковым.

Во-первых, проводившаяся со второй половины 16 в. политика Российского государства, направленная на социальное и экономическое ослабление слоя татарских феодалов, часто становившихся инициатором антиправительственных выступлений. В результате этой политики происходило массовое обезземеливание и разорение татарской аристократии (носительницы самоназвания "татары"), вхождение ее представителей в состав других социальных групп (прежде всего крестьянства). Это привело к постепенному распространению термина "татар" в среде тюрко-мусульманского населения Поволжья и Приуралья.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Фольклор и кухня
Новая Зеландия – один из ведущих производителей мяса и молочной продукции в мире, поэтому основа практически всех местных блюд – баранина, говядина и свинина. Традиционное блюдо – рыба или мясо с жар ...

Цыганский закон
Цыганский закон (романо законо, романипэ) — термин, используемый цыганами для обозначения неписаного свода правил, которым цыган руководствуется в своих отношениях с членами цыганского общества и с л ...

Особенности кроя русской народной одежды
В настоящее время одежда, создаваемая по источникам народного костюма, включена в направление моды как одежда фольклорного стиля. Это определение подтверждает участие одежды фольклорного стиля как по ...