Статьи » Петербург Достоевского » Петербург реальный и вымышленный

Петербург реальный и вымышленный
Страница 2

* Бирон В. С. Петербург Достоевского. Л., товарищество «Свеча», 1990, с. 10.

- 18 -

«Кинематографический» прием использует Достоевский и в типографии своих романов – он не очень вольно строит свои декорации к ним. Сбивая читателя точностью поворотов влево, вправо, количеством

шагов, он свободно переносит дома, меняет владельцев, смещает улицы, добавляет этажи и т. д. Ему нужна не топографическая точность, а емкий образ, характер дома или места действия.

В Достоевском присутствует постоянное ощущение зыбкости Петербурга, его фантасмагоричности. Ему кажется, что искусственно созданный город может исчезнуть так же внезапно, как и появился: «…подойдя к Неве, он остановился на минуту и бросил пронзительный взгляд вдоль реки в дымную, морозно-мутную даль, вдруг заалевшую последним пурпуром кровавой зари, догоравшей в мгляном небосклоне. Ночь ложилась над городом, и вся необъятная, вспухшая от замерзшего снега поляна Невы, с последним отблеском солнца, осыпалась бесконечными мириадами искр иглистого инея. Становился мороз в двадцать градусов. Мерзлый пар валил с загнанных насмерть лошадей, с бегущих людей. Сжатый воздух дрожал от малейшего звука, и, словно великаны, со всех кровель обеих набережных подымались и неслись вверх по холодному небу столпы дыма, сплетаясь и расплетаясь в дороге, так что, казалось, новые здания встали над старыми, новый город складывался в воздухе… Казалось, наконец, что весь мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами… в этот сумеречный час походил на фантастическую, волшебную грезу, на сон, который в свою очередь тотчас исчезнет и искурится паром к темно-синему небу…»*

Впервые это видение на Неве Достоевский описал в 1848 году в «Слабом сердце». А в 1861 году он повторяет эту же картину в «Петербургских сновидениях в стихах и в прозе», только уже от автора.

В странном и угрюмом городе необычно все: памятники, которые вдруг могут ожить, здания, давящие своей массой, маленькие домишки с глазами-окнами.

Прозаическое у Достоевского всегда граничит с фантастическим. Разрыв двух планов у него идет во всех аспектах. Он открыл характернейшие для Петербурга черты – мечтательство и двойничество. Мечтатель всегда живет двойной жизнью – жизнь-греза и жизнь-явь. Двойничество же уже как бы следующая стадия мечтательства, когда жизнь, возникающая в сознании, становится реальностью.

Герои, населяющие Петербург Достоевского, часто проживают в этом городе как бы параллельно, даже и не соприкасаясь с ним.

* Бирон В. С. Петербург Достоевского. Л., товарищество «Свеча», 1990, с. 12.

- 19 -

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Этапы этнической истории Астраханского края
Заселение территории современной Астраханской области началось в глубокой древности. Освоение человеком прикаспийских степей произошло в эпоху мезолита, среднего каменного века, между XII и X тыс. до ...

Русский костюм XIX века. Костюм 1804-1825 годов
Можно сказать, что история европейского Костюма XIX века начинается с революционных событий во Франции конца XVIII века, Принципы, по которым формировался костюм XIX столетия, были заложены именно в ...

Отрасли рыночной специализации
Наличие природных ресурсов во многом определяет специализацию региона. И это прежде всего касается Западно-Сибирского экономического района, достоинства которого определяются сверхконцентрацией имеющ ...