Быт селения
Страница 1

Тадмагитль входит в Дагестанскую историко-культурную область, которая характеризуется масштабностью и достаточно высоким уровнем горного, в том числе и террасного земледелия, большим значением в хозяйстве промыслов и отходничества. Территория села входит в указанную область в качестве этнокультурного района и хозяйственно-культурного ареала. Последний складывается из совокупности особенностей зональной культуры, вытекающих из природно-географических и климатических условий обитания и соответствующей хозяйственной специализации.

Горный (среднегорный) хозяйственно-культурный ареал тадмагитлинцев – это ареал пашенных земледельцев и отгонных скотоводов. Земледелие здесь занятие всеобщее, но не главная отрасль хозяйства. Взаимосвязь и взаимообусловленность земледелия (террасного) и скотоводства, по сравнению с равнинным ареалом, слабо выражена. Для селения характерны склоновые и террасообразные формы, плотная застройка и компактность жилища. В народной одежде наблюдаются специфические черты, отмечается своеобразие различных видов одежды, распространены вареные мучные изделия – хинкалы.

Современная экономика представляет собой часть агропромышленного комплекса Дагестана. С созданием в советский период равнинных прикутанных хозяйств экономика ахвахцев получила развитие как многоотраслевая. Земледелие на крупной колхозно-совхозной основе перестало существовать, на смену пришла уже частнопарцеллярная собственность. Коллективные формы господствовали и в животноводстве. В результате со временем многое из народного трудового опыта, веками апробированное и рациональное, было заброшено и забыто. Тем не менее индустриализация республики во времена колхозов и совхозов и механизация сельского хозяйства обусловили подъем экономики и рост общего жизненного уровня жителей села. В настоящее время все хозяйство частное. Хозяйств люди ведут как для частного потребления так и для продажи.

Культ стариков, глубокое почитание старшего по возрасту укоренились в общественном сознании, в поведенческих нормах. Такое положение вещей нельзя рассматривать лишь как наследие патриархальных пережитков. Мнение стариков, слово старшего, знатоков местных обычаев и традиций, носителей и передатчиков хозяйственного опыта и ценностных ориентации ставились очень высоко.

Условия социальной жизни общества, общественно одобряемые качества представителей различных половозрастных групп и традиционные нормы культуры поведения находились в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Ахвахское общество развивалось в обстановке постоянного напряжения, сложившегося в условиях непрерывной борьбы за свои земли и свободу. Поэтому военное мастерство, а вместе с ним храбрость, отвага, готовность к самопожертвованию считались главными качествами мужчины, юноши. Все это формировало чувство собственного достоинства, которым должно было быть проникнуто поведение мужчины. В то же время в идеале от мужчины требовалось, чтобы такое же право на личное достоинство он уважал и в собеседнике. Подобными же или сходными путями формировались в обществе и такие требования при общении, как краткость, немногословие, доброжелательное внимание и др. Определенный отпечаток на поведенческие характеристики накладывали и предъявляемые к мужчинам требования скромности, добросердечия, сдержанности, неприхотливости и выносливости, честности и т.д. Женщине следовало быть скромной, благовоспитанной, душевной. В обществе люди руководствовались совокупностью стандартизированных формул приветствий, прощаний, благопожеланий, выражения одобрения или порицания и др.

В узких рамках своих этнических границ жители села никогда не замыкались, торговые и экономические отношения связывали их с ближними и дальними народами. Значительное количество скота перегонялось из года в год на зимние пастбища Кумыкской равнины. Туда же для торгово-обменных операций вывозилось сукно, шерсть, сушеное мясо, сыры, топленое масло и др. Такого же рода товары вывозились и в Чечню, и в села приморского Дагестана. Своеобразные партнерские отношения сложились у тадмагитлинцев с ближайшими соседями – каратинцами. В Тадмагитли сукна производились редко, в большинстве случаев шерсть отдавалась каратинцам, которые и изготовляли им на определенных условиях высококачественные, известные даже за пределами Кавказа, так называемые лезгинские шали – добротные сукна. Торговые, партнерские, куначеские связи были у них и с другими народами Дагестана. Значительно изменившись и в наши дни эти отношения поддерживаются и развиваются.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Экономика
Экономика Швейцарии является одной из наиболее стабильных в мире. Проводимая политика долгосрочного монетарного обеспечения и банковской тайны сделало Швейцарию местом, где инвесторы наиболее уверены ...

Мирский замок
Сегодня имя городского поселка Мир Гродненской области известно далеко за пределами Беларуси благодаря его главной исторической достопримечательности - замковому комплексу Мир, который с 2000 года вк ...

Сельское хозяйство
Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерно ...