Быт селения
Страница 1

Тадмагитль входит в Дагестанскую историко-культурную область, которая характеризуется масштабностью и достаточно высоким уровнем горного, в том числе и террасного земледелия, большим значением в хозяйстве промыслов и отходничества. Территория села входит в указанную область в качестве этнокультурного района и хозяйственно-культурного ареала. Последний складывается из совокупности особенностей зональной культуры, вытекающих из природно-географических и климатических условий обитания и соответствующей хозяйственной специализации.

Горный (среднегорный) хозяйственно-культурный ареал тадмагитлинцев – это ареал пашенных земледельцев и отгонных скотоводов. Земледелие здесь занятие всеобщее, но не главная отрасль хозяйства. Взаимосвязь и взаимообусловленность земледелия (террасного) и скотоводства, по сравнению с равнинным ареалом, слабо выражена. Для селения характерны склоновые и террасообразные формы, плотная застройка и компактность жилища. В народной одежде наблюдаются специфические черты, отмечается своеобразие различных видов одежды, распространены вареные мучные изделия – хинкалы.

Современная экономика представляет собой часть агропромышленного комплекса Дагестана. С созданием в советский период равнинных прикутанных хозяйств экономика ахвахцев получила развитие как многоотраслевая. Земледелие на крупной колхозно-совхозной основе перестало существовать, на смену пришла уже частнопарцеллярная собственность. Коллективные формы господствовали и в животноводстве. В результате со временем многое из народного трудового опыта, веками апробированное и рациональное, было заброшено и забыто. Тем не менее индустриализация республики во времена колхозов и совхозов и механизация сельского хозяйства обусловили подъем экономики и рост общего жизненного уровня жителей села. В настоящее время все хозяйство частное. Хозяйств люди ведут как для частного потребления так и для продажи.

Культ стариков, глубокое почитание старшего по возрасту укоренились в общественном сознании, в поведенческих нормах. Такое положение вещей нельзя рассматривать лишь как наследие патриархальных пережитков. Мнение стариков, слово старшего, знатоков местных обычаев и традиций, носителей и передатчиков хозяйственного опыта и ценностных ориентации ставились очень высоко.

Условия социальной жизни общества, общественно одобряемые качества представителей различных половозрастных групп и традиционные нормы культуры поведения находились в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Ахвахское общество развивалось в обстановке постоянного напряжения, сложившегося в условиях непрерывной борьбы за свои земли и свободу. Поэтому военное мастерство, а вместе с ним храбрость, отвага, готовность к самопожертвованию считались главными качествами мужчины, юноши. Все это формировало чувство собственного достоинства, которым должно было быть проникнуто поведение мужчины. В то же время в идеале от мужчины требовалось, чтобы такое же право на личное достоинство он уважал и в собеседнике. Подобными же или сходными путями формировались в обществе и такие требования при общении, как краткость, немногословие, доброжелательное внимание и др. Определенный отпечаток на поведенческие характеристики накладывали и предъявляемые к мужчинам требования скромности, добросердечия, сдержанности, неприхотливости и выносливости, честности и т.д. Женщине следовало быть скромной, благовоспитанной, душевной. В обществе люди руководствовались совокупностью стандартизированных формул приветствий, прощаний, благопожеланий, выражения одобрения или порицания и др.

В узких рамках своих этнических границ жители села никогда не замыкались, торговые и экономические отношения связывали их с ближними и дальними народами. Значительное количество скота перегонялось из года в год на зимние пастбища Кумыкской равнины. Туда же для торгово-обменных операций вывозилось сукно, шерсть, сушеное мясо, сыры, топленое масло и др. Такого же рода товары вывозились и в Чечню, и в села приморского Дагестана. Своеобразные партнерские отношения сложились у тадмагитлинцев с ближайшими соседями – каратинцами. В Тадмагитли сукна производились редко, в большинстве случаев шерсть отдавалась каратинцам, которые и изготовляли им на определенных условиях высококачественные, известные даже за пределами Кавказа, так называемые лезгинские шали – добротные сукна. Торговые, партнерские, куначеские связи были у них и с другими народами Дагестана. Значительно изменившись и в наши дни эти отношения поддерживаются и развиваются.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Структурно-функциональный метод
Структурно-функциональный метод - способ анализа системы, при котором принимается, что наблюдаемые элементарные структуры выполняют определенные функции внутри системы или для структур более высокого ...

Национальная символика
Флаг Италии На сегодняшний день не существует однозначного ответа на вопрос о значении цветов итальянского флага. Тем не менее, наиболее правильная версия была предложена В. Фиорини, что цвета флага ...

Обеспеченность России различными видами угля
Российская Федерация располагает значительными балансовыми запасами угля (более 200 млрд. т - 12 процентов мировых запасов), реально разведано - 105 млрд. т. Геологические ресурсы углей оцениваются в ...