Быт селения
Страница 1

Тадмагитль входит в Дагестанскую историко-культурную область, которая характеризуется масштабностью и достаточно высоким уровнем горного, в том числе и террасного земледелия, большим значением в хозяйстве промыслов и отходничества. Территория села входит в указанную область в качестве этнокультурного района и хозяйственно-культурного ареала. Последний складывается из совокупности особенностей зональной культуры, вытекающих из природно-географических и климатических условий обитания и соответствующей хозяйственной специализации.

Горный (среднегорный) хозяйственно-культурный ареал тадмагитлинцев – это ареал пашенных земледельцев и отгонных скотоводов. Земледелие здесь занятие всеобщее, но не главная отрасль хозяйства. Взаимосвязь и взаимообусловленность земледелия (террасного) и скотоводства, по сравнению с равнинным ареалом, слабо выражена. Для селения характерны склоновые и террасообразные формы, плотная застройка и компактность жилища. В народной одежде наблюдаются специфические черты, отмечается своеобразие различных видов одежды, распространены вареные мучные изделия – хинкалы.

Современная экономика представляет собой часть агропромышленного комплекса Дагестана. С созданием в советский период равнинных прикутанных хозяйств экономика ахвахцев получила развитие как многоотраслевая. Земледелие на крупной колхозно-совхозной основе перестало существовать, на смену пришла уже частнопарцеллярная собственность. Коллективные формы господствовали и в животноводстве. В результате со временем многое из народного трудового опыта, веками апробированное и рациональное, было заброшено и забыто. Тем не менее индустриализация республики во времена колхозов и совхозов и механизация сельского хозяйства обусловили подъем экономики и рост общего жизненного уровня жителей села. В настоящее время все хозяйство частное. Хозяйств люди ведут как для частного потребления так и для продажи.

Культ стариков, глубокое почитание старшего по возрасту укоренились в общественном сознании, в поведенческих нормах. Такое положение вещей нельзя рассматривать лишь как наследие патриархальных пережитков. Мнение стариков, слово старшего, знатоков местных обычаев и традиций, носителей и передатчиков хозяйственного опыта и ценностных ориентации ставились очень высоко.

Условия социальной жизни общества, общественно одобряемые качества представителей различных половозрастных групп и традиционные нормы культуры поведения находились в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Ахвахское общество развивалось в обстановке постоянного напряжения, сложившегося в условиях непрерывной борьбы за свои земли и свободу. Поэтому военное мастерство, а вместе с ним храбрость, отвага, готовность к самопожертвованию считались главными качествами мужчины, юноши. Все это формировало чувство собственного достоинства, которым должно было быть проникнуто поведение мужчины. В то же время в идеале от мужчины требовалось, чтобы такое же право на личное достоинство он уважал и в собеседнике. Подобными же или сходными путями формировались в обществе и такие требования при общении, как краткость, немногословие, доброжелательное внимание и др. Определенный отпечаток на поведенческие характеристики накладывали и предъявляемые к мужчинам требования скромности, добросердечия, сдержанности, неприхотливости и выносливости, честности и т.д. Женщине следовало быть скромной, благовоспитанной, душевной. В обществе люди руководствовались совокупностью стандартизированных формул приветствий, прощаний, благопожеланий, выражения одобрения или порицания и др.

В узких рамках своих этнических границ жители села никогда не замыкались, торговые и экономические отношения связывали их с ближними и дальними народами. Значительное количество скота перегонялось из года в год на зимние пастбища Кумыкской равнины. Туда же для торгово-обменных операций вывозилось сукно, шерсть, сушеное мясо, сыры, топленое масло и др. Такого же рода товары вывозились и в Чечню, и в села приморского Дагестана. Своеобразные партнерские отношения сложились у тадмагитлинцев с ближайшими соседями – каратинцами. В Тадмагитли сукна производились редко, в большинстве случаев шерсть отдавалась каратинцам, которые и изготовляли им на определенных условиях высококачественные, известные даже за пределами Кавказа, так называемые лезгинские шали – добротные сукна. Торговые, партнерские, куначеские связи были у них и с другими народами Дагестана. Значительно изменившись и в наши дни эти отношения поддерживаются и развиваются.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Природные условия и ресурсы
Страна вытянута с севера на юг, максимальная протяженность от побережья Северного моря до границы с Австрией составляет 876 км (это шесть - семь часов пути по автостраде), а от границы Франции на зап ...

За власть Советов
Начало ХХ века отмечалось подъемом революционного движения в Боровске и уезде. Главной революционной силой здесь стали ткачи, добивавшиеся улучшения условий жизни и труда. Их выступления отмечались и ...

Обычаи, обряды, праздники
В общественной и семейной жизни азербайджанцев до начала XX века сохранялись многочисленные пережитки полуфеодальных, полупатриархальных отношений. Согласно этим представлениям глава семьи был полнов ...