Быт селения
Страница 3

Традиционное жилище тадмагитлинцев в прошлом – это двух- или трехэтажный каменный хозяйственно-жилой комплекс с плоской земляной крышей, где хозяйственные службы располагались внизу, а жилье занимало верхний этаж (этажи). Это строение типа «хлев–жилье», «хлев-сеновал-жилье», «хлев-жилье-жилье» и другие варианты. Традиционная планировка наблюдается и в наши дни, хотя дома сейчас строятся более обширные, число хозяйственных помещений намного уменьшилось, пристенные очаги типа каминов заменены современными печами, крыши жилищ – преимущественно двух-, реже четырехскатные, иногда по традиции плоские. За исключением последних они крыты шифером или жестью.

Мебели в традиционных жилищах было мало, к ней относились и низкие треногие стульчики и появившиеся в XIX в. деревянные скамьи-лежанки. Одна из комнат обставлялась лучше других и служила в основном как помещение для приема гостей. Здесь раскидывались по полу и развешивались по стенам лучшие ковры, шкуры зверей, нарядная сбруя, дорогое оружие, бурки, расставлялась по нишам и полкам редкая посуда и т.д. Другая комната, с очагом типа пристроенного камина, была главной, повседневного пользования, тут семья проводила свободное время, садилась за совместную трапезу, укладывалась на ночлег. В отдельных комнатах хранились обычно предметы утвари и продовольственные припасы. Одежда развешивалась по деревянным кольям, вбитым в стену, или цеплялась на свешивающуюся с потолка суковатую палку. В нишах и по полкам располагалась медно-бронзовая, керамическая и деревянная посуда.

Интерьер современного жилища максимально приближен к городскому. В домах ахвахцев с конца XIX – начала XX в. появляются современные кровати, столы, стулья, шкафы, буфеты и прочая мебель, позже – радио и телеаппаратура, книги, современная посуда и т.д. Хозяйственные помещения сейчас занимают гораздо меньший объем жилищно-хозяйственного комплекса, нередко они выносятся на территорию усадьбы, строятся отдельно. Несмотря на то, что современные жилища ахвахцев по форме и типу весьма разнообразны, тесная связь с традиционной культурой строительства все же сохраняется.

Традиционная одежда ахвахцев складывалась под воздействием географических, природно-климатических и хозяйственно-экономических условий и этнокультурных традиций. Одежда в общем была подогнанной по фигуре, не стесняющей движений, теплой, влагостойкой, способной защитить от жары и холода, простой в эксплуатации. У мужчин это главным образом шерстяные штаны, зауженные книзу и без ширинки, туникообразная рубаха, бешмет, безрукавки (войлочные и овчинные), куртки и пальто из войлока, черкеска, несколько разновидностей шуб, войлочная бурка, конусообразная или полусферическая овчинная папаха. На ногах носили чарыки (постолы) из одного куска сыромятной кожи, обувь типа кожаных галош и типа войлочных (или комбинированных, с кожаным низом) чувяк, башмаки без задника, сапоги с мягкой подошвой (с конца ХГХ-начала XX в. – с твердой подошвой и каблуком), а также ноговицы (кожаные, войлочные). На поясе носили кинжал (до XX в.). Голову мужчины брили, оставляли бороду и усы. Суконные ткани для одежды с XIX в. стали вытесняться привозными – фабрично-заводскими (ситец, сатин, полотно и др.).

Женская одежда состояла из туникообразных и отрезных по талии рубах нескольких разновидностей, нарядных платьев типа «полуша» и «къабалай», безрукавок, платков и теплых шалей, чепца-накосника – чухту, узких и длинных штанов. Обувь женщин была та же, что и у мужчин, за исключением сапог и ноговиц. Костюм женщины дополняли бусы, серебряные кольца, перстни, серьги, браслеты, височные, налобные, нашейные, нагрудные украшения с полудрагоценными камнями (бирюза, коралл, жемчуг, сердолик, агат, гранат, янтарь и др.). Волосы заплетались в косы, женщины старшего поколения стригли волосы на затылке.

В одежде ахвахцев можно было выделить и заимствования: шубу с пелериной и ложными рукавами переняли у лакцев, платье типа къабалай – у кумыков, тип «кавказской» рубахи – скорее всего у народов Северного Кавказа, эпизодически встречающиеся чабанские войлочные шляпы – у народов Северного Кавказа, папахи типа «бухара» – у народов Средней Азии и др.

Современная одежда ахвахцев – прежде всего одежда городская, европейская. Отдельные элементы традиционной народной одежды встречаются в костюме представителей старшего поколения.

Базовый компонент пищи ахвахцев – зерно-мучные и мясо-молочные продукты. Разновидности хинкалов (с мясом свежим и сушёным, курдюком, колбасой, чесночной подливой, с сыром др.), толокняные катыши, кислые и пресные лепешки, молочные и мясные похлебки, сыры, каши, разновидности пирогов и пельменей составляли основу традиционной кухни. Главные продукты питания – это мука нескольких видов, толокно, мясо, жиры, сыр, топленое масло. Рацион пополнялся за счет стеблей и корней съедобных растений, лесных и полевых плодов и ягод, а также изредка привозимых фруктов и овощей.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Проблемы и перспективы рекреационного освоения Прибайкальского рекреационного района
Можно выделить следующие основные проблемы рекреационного состояния Прибайкальского рекреационного района. В районах с высоким рекреационным потенциалом необходимо, прежде всего, развитие туристическ ...

Ливан
Ливан - небольшое гористое государство на Ближнем Востоке. Население Ливана — около 4 миллионов человек. Республика выделяется в арабском мире чрезвычайным религиозным разнообразием. Климат. Для Лива ...

Национальная кухня
Мясо и различные молочные продукты были основными в питании бурят. Из молока приготовляли варенец (тараг), твёрдые и мягкие сыры (хурууд, бисла, хэзгэ, аарса), сушёный творог (айруул), пенки (урмэ), ...