Быт селения
Страница 3

Традиционное жилище тадмагитлинцев в прошлом – это двух- или трехэтажный каменный хозяйственно-жилой комплекс с плоской земляной крышей, где хозяйственные службы располагались внизу, а жилье занимало верхний этаж (этажи). Это строение типа «хлев–жилье», «хлев-сеновал-жилье», «хлев-жилье-жилье» и другие варианты. Традиционная планировка наблюдается и в наши дни, хотя дома сейчас строятся более обширные, число хозяйственных помещений намного уменьшилось, пристенные очаги типа каминов заменены современными печами, крыши жилищ – преимущественно двух-, реже четырехскатные, иногда по традиции плоские. За исключением последних они крыты шифером или жестью.

Мебели в традиционных жилищах было мало, к ней относились и низкие треногие стульчики и появившиеся в XIX в. деревянные скамьи-лежанки. Одна из комнат обставлялась лучше других и служила в основном как помещение для приема гостей. Здесь раскидывались по полу и развешивались по стенам лучшие ковры, шкуры зверей, нарядная сбруя, дорогое оружие, бурки, расставлялась по нишам и полкам редкая посуда и т.д. Другая комната, с очагом типа пристроенного камина, была главной, повседневного пользования, тут семья проводила свободное время, садилась за совместную трапезу, укладывалась на ночлег. В отдельных комнатах хранились обычно предметы утвари и продовольственные припасы. Одежда развешивалась по деревянным кольям, вбитым в стену, или цеплялась на свешивающуюся с потолка суковатую палку. В нишах и по полкам располагалась медно-бронзовая, керамическая и деревянная посуда.

Интерьер современного жилища максимально приближен к городскому. В домах ахвахцев с конца XIX – начала XX в. появляются современные кровати, столы, стулья, шкафы, буфеты и прочая мебель, позже – радио и телеаппаратура, книги, современная посуда и т.д. Хозяйственные помещения сейчас занимают гораздо меньший объем жилищно-хозяйственного комплекса, нередко они выносятся на территорию усадьбы, строятся отдельно. Несмотря на то, что современные жилища ахвахцев по форме и типу весьма разнообразны, тесная связь с традиционной культурой строительства все же сохраняется.

Традиционная одежда ахвахцев складывалась под воздействием географических, природно-климатических и хозяйственно-экономических условий и этнокультурных традиций. Одежда в общем была подогнанной по фигуре, не стесняющей движений, теплой, влагостойкой, способной защитить от жары и холода, простой в эксплуатации. У мужчин это главным образом шерстяные штаны, зауженные книзу и без ширинки, туникообразная рубаха, бешмет, безрукавки (войлочные и овчинные), куртки и пальто из войлока, черкеска, несколько разновидностей шуб, войлочная бурка, конусообразная или полусферическая овчинная папаха. На ногах носили чарыки (постолы) из одного куска сыромятной кожи, обувь типа кожаных галош и типа войлочных (или комбинированных, с кожаным низом) чувяк, башмаки без задника, сапоги с мягкой подошвой (с конца ХГХ-начала XX в. – с твердой подошвой и каблуком), а также ноговицы (кожаные, войлочные). На поясе носили кинжал (до XX в.). Голову мужчины брили, оставляли бороду и усы. Суконные ткани для одежды с XIX в. стали вытесняться привозными – фабрично-заводскими (ситец, сатин, полотно и др.).

Женская одежда состояла из туникообразных и отрезных по талии рубах нескольких разновидностей, нарядных платьев типа «полуша» и «къабалай», безрукавок, платков и теплых шалей, чепца-накосника – чухту, узких и длинных штанов. Обувь женщин была та же, что и у мужчин, за исключением сапог и ноговиц. Костюм женщины дополняли бусы, серебряные кольца, перстни, серьги, браслеты, височные, налобные, нашейные, нагрудные украшения с полудрагоценными камнями (бирюза, коралл, жемчуг, сердолик, агат, гранат, янтарь и др.). Волосы заплетались в косы, женщины старшего поколения стригли волосы на затылке.

В одежде ахвахцев можно было выделить и заимствования: шубу с пелериной и ложными рукавами переняли у лакцев, платье типа къабалай – у кумыков, тип «кавказской» рубахи – скорее всего у народов Северного Кавказа, эпизодически встречающиеся чабанские войлочные шляпы – у народов Северного Кавказа, папахи типа «бухара» – у народов Средней Азии и др.

Современная одежда ахвахцев – прежде всего одежда городская, европейская. Отдельные элементы традиционной народной одежды встречаются в костюме представителей старшего поколения.

Базовый компонент пищи ахвахцев – зерно-мучные и мясо-молочные продукты. Разновидности хинкалов (с мясом свежим и сушёным, курдюком, колбасой, чесночной подливой, с сыром др.), толокняные катыши, кислые и пресные лепешки, молочные и мясные похлебки, сыры, каши, разновидности пирогов и пельменей составляли основу традиционной кухни. Главные продукты питания – это мука нескольких видов, толокно, мясо, жиры, сыр, топленое масло. Рацион пополнялся за счет стеблей и корней съедобных растений, лесных и полевых плодов и ягод, а также изредка привозимых фруктов и овощей.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Национальная символика
Флаг Италии На сегодняшний день не существует однозначного ответа на вопрос о значении цветов итальянского флага. Тем не менее, наиболее правильная версия была предложена В. Фиорини, что цвета флага ...

Вслед за Раскольниковым
Давайте же пройдемся по тем же улицам вслед за Достоевским. Но не для того, чтобы отсчитать 730 шагов от дома Раскольникова до дома Алены Ивановны или 13 ступенек, ведущих в каморку бывшего студента. ...

Что такое семья для итальянца?
По результатам недавнего статистического опроса, более половины итальянцев ответили, что честь семьи, её благополучие для них выше собственных интересов. Если потребуется найти что-то действительно в ...