Просвещение
Страница 1

Начало разложения феодализма дало новые импульсы для развития культуры.

Впервые организуется сеть общеобразовательных школ. Идеи просветителей и дворянских реформаторов становятся достоянием более широких слоев общества. Расширяется специальное образование.

Первая «специальная» школа, которую ввел еще Петр I для детей мастеровых и солдат, открылась в 1740 г. при Луказском казенном заводе. Учителем в ней был отставной капрал.

В 1759 году открылась латинская школа для обучения детей духовенства всех трех церковных заказов Енисейской провинции. В школу ходило до 30 учеников. Первым учителем являлся Григорий Скрябин, из бедных тобольских семинаристов, дьякон Красноярской соборной церкви. Обучая детей, он не ограничивался рамками программы, организовал театральный кружок и пытался ставить разного рода пьесы, часть которых сочинил и положил на музыку сам. С именем Скрябина, собственно, и свя­зывают начало литературной жизни Красноярска. В его сатире «О плеши» он подвергает резкой критике первого в истории города полицмейстера, родом из датчан. В другой его сатире под названием «Епиграммы о городе Красноярске» он с умеренно-просветительских позиций иронически обрисовал переполненное пьяным угаром житье-бытье местных обывателей, высмеивал их чванство, злоязычие, преклонение перед деньгами. В маленьком захолустном городке тяжко бедному образованному человеку — главный вывод автора. Написанные в подражательной М. В. Ломоносову манере, сатирические стихотворения разошлись в списках по городу, их обсуждали, переписывали и даже прилагали к доносам. Эти сатиры и явились причиной отрешения Скрябина от должности и перевода его в Енисейск, а затем в 1764г. — в полковые священники одного из западносибирских гарнизонных полков.

Общеобразовательные школы (малые народные училища) открываются в Енисейске и Красноярске в 1790г. В них обучались дети всех сословий. В Красноярске в трапезной Воскресенского собора начались занятия Красноярского малого народного училища, которое в первый год посещали 100 мальчиков и девочек. Первые два года это была самая крупная в Сибири общеобразовательная школа. Присланный из Барнаула учитель Никита Звонников и его помощник из коренных красноярцев Матвей Тюменцев трудились много и самоотверженно. Когда Звонников умер, то директору народных училищ Колыванского наместничества писали из Красноярска: «Не токмо жители здешние, но и кочующие вблизи татары познали уже цену нового образа учения, и для умершего учителя, любимого всеми, соорудили в благодарных сердцах памятник».

Значительное распространение получило домашнее обучение. Так, в 1781 году городовой магистрат заказал для горожан в книжной лавке при Российской Академии наук 150 букварей и 50 апофегмат (сборников нравоучительных историй). Появились в городе и первые учебные заведения специального, а позже общеобразовательного типа.

Благодаря развитию в XVIII веке книгопечатания расширился круг чтения горожан. По свидетельству ученого путешественника Д.Г. Мессершмидта, в 1723 году в Красноярске читали первую российскую газету «Ведомости». По инициативе медика и просветителя Степана Михайловича Кашкарева, участника академических экспедиций И. П. Фалька, П. С. Палласа и И. Г. Георги, в апреле — июле 1784 года в городе была основана первая в России уездная публичная библиотека.

Кашкарев Сергей Михайлович (1753—после 1820-х) просветитель, врач. Уроженец Петербурга, был сыном сержанта, учился в гимназии при Российской Академии наук, поступил в экспедицию И.Ф. Фалька, затем работал по поручению Палласа с 1784г. занимался изучением этнографии, народной медицины, растительного и животного мира Приенисейского края. До 1783 года он был переводчиком в Академии наук и одновременно — корректором ее типографии. После ссоры с Е. Р. Дашковой, новым президентом Академии, Кашкарев уезжает с семьей в Сибирь и определяется исправником в Красноярск. В апреле 1784 года он подарил 20 книг и один эстамп будущей городской школе.

Частично сохранившаяся копия книжной «росписи» показывает, что красноярцы получили преимущественно книги естественно-географического, исторического и нравоучительного содержания. Среди них были труды М. В. Ломоносова, путевые записки российских академиков И. И. Лепехина и С. Г. Гмелина, первый оригинальный русский учебник по географии, книги по датской и китайской истории. Научно-художественную периодику представляли три выпуска «Академических известий», каждый номер которых впервые стали выпускать в издательской обложке. Среди ху­дожественной литературы были перевод «Иудейской войны» Иосифа Флавия и поэма И. Ф. Богдановича «Сугубое блаженство», написанная в 1765 году с прогрессивных в то время позиций раннего просветительства. Педагогические вопросы освещались в переводной работе знаменитого античного автора Плутарха Херонейского «О детоводстве». По решению городового магистра и ратуши подаренные книги выдавали «всем охотножелающим под роспись», а для их хранения в присутственной комнате магистрата был сделан «нужной пропорции шкаф».

Страницы: 1 2


Другое по теме:

О Ермаке
Летописи, несколько царских грамот и недавно найденный Синодик Ермаковым казакам – вот весь круг источников, из которых мы черпаем сведения о Ермаке. Они не содержат бесспорно достоверных сведений ни ...

Особенности комплектования войск в XV-XVI вв.
В XV веке на Руси складывается поместная система комплектования войск. Иван III, провозгласивший себя государем всей Руси, стал широко практиковать раздачу поместий дворянам. Получив землю, они были ...

Анализ модели самого тёплого, самого холодного и типичного года в Санкт-Петербурге
календарная корреляционная связь петербург Модели наиболее типичного, самого холодного и самого тёплого года в Санкт-Петербурге были построены следующим образом: был взят ряд среднесуточных значений ...