Статьи » Этнические процессы кетов » Свадьбы народов кетов

Свадьбы народов кетов
Страница 4

Народные праздники - производственные, семейно-родовые и обрядовые (как, например, медвежий праздник) - уже в самих названиях могут нести этническую нагрузку и выступают специфичными во всем своем оформлении. Что же касается народных знаний (народная астрономия, агрономия, зоотехника), порожденных реальным опытом, разнообразным восприятием окружающего мира, то они, напротив, могут оказаться общими. Такими в общих чертах представляются методические принципы этногенетического исследования, где важнейшей основой является комплексный подход к изучению одной из важных особенностей народности кетов, какой является свадебная церемония.

Брачный возраст, согласно обычным нормам у кетов (16-18 лет для жениха, 15-16 для невесты) определялся социальными причинами, прежде всего недостатком трудоспособных женщин. Обусловливались отклонения от этих норм: сватовство малолетних, при котором девочка начинала жить в семье будущего мужа с 10-12 лет, значительная возрастная разница - невеста старше жениха, так как родители долго не выдавали замуж дочь, труд которой использовался в домашнем хозяйстве.

Вопрос о браке детей обсуждали коллективно все старшие родственники семьи, но решающее слово оставалось за старшими мужчинами. Мать (вдова) иногда самостоятельно решала судьбу сына (дочери) без согласия братьев отца. Желание молодых учитывалось в последнюю очередь. Сговор (сватовство), как и сама свадьба, обычно проводился в наиболее свободный от хозяйственных работ период лета, когда кеты собирались большими стойбищами на Енисейских песках для участия в ярмарках, выполнения коллективных шаманских церемоний и т.д.

Семья жениха подкочевывала к стойбищу, где жила семья избранной в невесты девушки, проделав для этого иногда долгий путь. Семья жениха привозила с собой котелок с подарками (смотреть страницу 16). Если семья девушки была не согласна, то, не вынимая подарков, котелок переворачивали вверх дном, а если котел с подарками не переворачивали (это служило знаком согласия), то на другой день или спустя несколько дней в семью невесты шли старшие мужчины из семьи жениха или старшие женщины.

В разговоре принимали участие одни мужчины, они состязались в красноречии и уговорах, предлагали свою цену (выкуп) за невесту. Выкуп составляли беличьи шкурки в количестве от 150 до 750 штук, а в северных группах (поселки Сургутиха и Курейка) — включая и до 4 оленей. Сговор мог происходить 2 - 3 года до самой свадьбы и уплаты выкупа. В течение этого срока родственники жениха коллективно собирали необходимое. Пушнину, передаваемую в качестве выкупа, снова относили в котле. Отец невесты должен был разделить полученное между своими родственниками, но большую часть оставлял себе, половину своей части он отдавал вышедшей замуж дочери.

После уплаты назначался день свадьбы. Брак освящал шаман, действия служителя культа символизировали единство новобрачных — "чтобы были одним телом". Шаман связывал косы жениха и невесты, трижды обходил их, как бы замыкая в единый круг — "чтобы были как один человек". Наговор при этом он сопровождал подражанием крику кукушки.

По окончании этой церемонии молодых разводили: невесту вели в чум жениха, жениха — в чум невесты, где каждый оставался на все время пиршества. Затем устраивали общие хороводы, состязания сородичей жениха и невесты в стрельбе из лука и другие игры. Жена возвращала в семью мужа и свою часть выплаченного ранее ее отцу выкупа. Если молодая оказывалась не девственной, отец ее должен был возвратить третью часть полученного за нее выкупа.

В нынешнее время традиционные обряды и обычаи ушли из жизни кетов, малая народность на Енисейском Севере Красноярского края, сегодня переживает настоящую агонию. И это неудивительно, если учесть все годы их истории жизни . Наоборот, удивительно, что эта малая народность сохранилась до сих пор, сохранила свой язык и элементы своей культуры после беспрецедентного культурного, политического, экономического и нравственного вандализма со стороны. У кетов забрали все и не дали взамен ничего, пытались и пытаются как можно скорее растворить эту народность, заливая ее всепоглощающим потоком алкогольного дурмана. Например, летом 1988 года кетские учителя - участники учительских курсов в поселке Келлоге (столица кетов) — поинтересовались в администрации района, сколько алкогольных напитков было завезено в п. Келлог в 1988 году? Когда узнали, ужаснулись: оказалось, чтобы все выпить, надо было каждому взрослому жителю поселка, ежедневно выпивать 0,5 литра! Но зато тушенка, сгущенное молоко и другие продукты питания продавали на душу населения в чрезвычайно малых количествах.

Традиционный уклад жизни разрушен, традиционные виды хозяйственной деятельности, кроме охоты и рыболовства, ликвидированы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Астраханская консерватория
В январе 1969 года Совет Министров СССР принял постановление об организации в Астрахани консерватории — восьмой по счету на территории Российской Федерации. На первый взгляд, может показаться неожида ...

Возникновение Китай-города
Китай-город (или Большой посад) – историческая часть Москвы, сложившаяся позднее, чем Кремль. Первоначальный посад, т. е. часть города, лежащая вне крепости, возник еще на территории современного Кре ...

Республика Алтай как субъект Российской Федерации
Историю становления и развития алтайской государственности можно разделить на три основных периода, исходя из общепринятой периодизации истории и государственности: дореволюционный, послереволюционны ...