Статьи » Этнические процессы кетов » Свадьбы народов кетов

Свадьбы народов кетов
Страница 5

Изучение родного (кетского) языка в школе так и не закрепили в 30-х годах.

Введение письменности произошло в 1988 году (авторы: Г.К. Вернер и Г.Х. Николаева). И сегодня изучение кетского языка входит в практическое русло с огромными трудностями, обусловленными нежеланием соответствующих работников заниматься этим вопросом.

В свое время много шума было вокруг интернатов. А на самом деле дети были оторваны от родителей и вместо домашнего уюта и воспитания вырастали в казенной атмосфере, без родительского тепла и ласки, без родного языка и культуры, без приобщения к трудовой деятельности. А родителей, свободных от детей, оглушали алкоголем.

Все это привело к разрушению национального самосознания, к отчуждению от самобытного, национального родного языка, от родной культуры.

Можно ли еще спасти положение? Что для этого надо сделать?

Ввести родной язык (кетский) в дошкольных учреждениях и школах, но вводить не для отвода глаз, а на серьезном уровне с серьезными людьми, с огромной ответственностью, но ни как иначе. Известно, что глава администрации Туруханского района Красноярского края не считает даже нужным и возможным вести разговоры о жизни малочисленных народов с Президентом ассоциации малочисленных народов района Н. Новик. Например, он не считается с тем, что подбор кадров, выделение льгот на учебу - поступление в училище, высшие учебные заведения из числа кетов - не его вопрос. Направления на учебу на льготных основаниях получают кто угодно, но не дети кетов.

Взять под контроль кетскую молодежь в смысле образования, получения специальностей, направления на работу.

Прекратить преступное спаивание кетской народности алкоголем.

Обратить внимание на социально-экономическую жизнь пенсионеров.

Только так можно возродить культуру, традиции и свадебные обряды, в частности.

Возродить, где это еще можно, традиционные национальные виды хозяйственной деятельности.

Разрешить кетам отстрел и лов любых животных, птиц и рыб, необходимых для существования их семей.

Предоставить кетам возможность (может быть, это громко сказано) воспрянуть духом, и это, безусловно, не без поддержки искренних друзей среди соседних народов, среди ученых и работников системы образования.

И тогда кеты смогут осознать свои задачи и перспективы и получат новый импульс для своего духовного и социально-культурного развития.

Уникален язык кетов и уникальна их культура. Наука уже много сделала для их всестороннего изучения, но очень важно, чтобы и сами кеты заговорили о себе в печати, в литературе, чтобы феномен их языка и культуры был хорошо высвечен еще и "изнутри".

Сегодня следует безотлагательно осуществить ряд мероприятий, которые позволяют молодым представителям кетской народности на основе подъема и расширения национального самосознания выявить и сохранить положительный опыт самобытности кетской культуры.

Среди кетской молодежи много способных молодых людей, и если разбудить их интерес к родному языку, своей истории и культуре, то это даст новый импульс духовной жизни кетской народности, объединит ее творческую молодежь.

Только так можно возродить культуру, традиции и свадебные обряды, в частности, кетам.

Таким образом, предложенные решения позволят максимально сохранить связь учащегося - северянина со средой его обитания, сформировать учащегося как представителя своей среды, своего народа с присущим ему национальным самосознанием и миропониманием и готового в то же время к диалогу с другими культурами.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое по теме:

Пути решения экологических проблем
Одной из актуальных для Астраханской области остается экологическая проблема. Связана она, прежде всего, с воздушными выбросами автомобилей и газового комплекса, а также загрязнением воды. За последн ...

Традиции
Итальянцы - своеобразный народ. С одной стороны, это эксцентричные говоруны с выразительной мимикой и активной жестикуляцией, чтобы любым способом привлечь внимание собеседника, с другой - они степен ...

Охрана и рациональное использование водных ресурсов
Водные ресурсы отличаются крайне неравномерным размещением по территории страны: 95 % их приходится на долю Амударьи, остальные 5 % - на долю всех рек, речек, родников, выявленных запасов подземных в ...