Статьи » Пещерные города Крыма » Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Один из пещерных монастырей в Крыму, в пригороде Севастополя — Инкермане.

Возникновение монастыря связано со священномучеником Климентом, Папой Римским в 92-101 годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса и убитого здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретенные через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда — в день смерти праведника — море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне — остров Казачий) посреди бухты, на котором, согласно легенде, руками ангелов была построена церковь.

Пещерный монастырь св. Климента возник в VIII-IX веках рядом с византийской крепостью (позже принадлежала княжеству Феодоро, известна под названием Каламита).

После захвата в 1475 году крепости Каламита турками, монастырь постепенно пришел в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С 1783 года город принадлежал России.

В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование — по имени города и в честь св. Климента.

В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм св. Мартина исповедника. В 1895 в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В 1905 году в память о Крымской войне на верхнем плато была построена церковь во имя святого Николая Мирликийского (по проекту архитектора Г. П. Долина).

C 1924 года храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1927 году землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевские церкви, было принято решение их разобрать (закрытая в 1926 году церковь святого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 году[1]). В 1928 году был закрыт храм иконы «Всех скорбящих Радосте».

В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.

С 1991 года началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса.

Икерманский монастырь. Дореволюционная фотография. На заднем плане — ныне не существующий храм св. Николая Мирликийского (арх. Г. П. Долин, 1905)

Они не имели специальных оборонительных сооружений. В пещерах располагались монашеские кельи, храмы, ризницы, усыпальницы и другие культовые и хозяйственные помещения.

Интересна история пещерных монастырей. Появляются они в конце VII — начале IX в. Возникновение их связывают с иконоборческим движением в Византии. Это движение по существу являлось внешним проявлением внутриполитической борьбы между светской властью Византии и монастырями, сосредоточившими в своих руках огромные земельные владения. Начало иконоборчеству положил византийский император Лев III Исавр, издавший в 726 г. эклогу против почитания икон. Новый император Константин V созвал церковный собор, который осудил иконопочитание как идолопоклонство. При этом преследовались совсем не религиозные цели — иконоборчество было лишь предлогом. Императоры стремились сломить экономическое могущество церкви. Крупные монастыри ликвидировались, их имущество и земли переходили в собственность государства, здания превращались в казармы, монахов силой заставляли вступать в брак или отправляли в армию. Они бежали в отдаленные области империи и за ее пределы. Массы беглых монахов стекались в Крым. Они и основали в долинах рек, в обрывистых скалах монастыри.


Другое по теме:

Боровск – один из центров старообрядчества
Со второй половины XVII века Боровск становится одним из видных центров русского старообрядчества. Раскол русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую, то есть отверг ...

Национальные жилища
Казацкий дом Наиболее распространённым типом дома в IXX — начале XX веках были двух- и трёхкамерные дома (изба — сени, изба — сени — изба). Внутренний план избы представлен разными вариантами, чаще в ...

Тюменская область в XVI-XVII вв.
С целью защиты своих территорий от татар уральские купцы и промышленники Строгановы призвали к себе на службу казацкий отряд Ермака. В 1582 г. казаки начали поход против Сибирского ханства. 23 октябр ...