Женский вопрос

Во второй половине XX века одной из популярнейших тем стали гендерные исследования. История сокольского движения в этом смысле не стала исключением и уже рассматривалась под таким углом в современной историографии. Представляется, что имеющиеся в распоряжии источники позволяют освятить этот вопрос.

С одной стороны, сокольство осознавалось его участниками как мужское братство. В частности, почти любое обращение, объявление и т.д. начиналось со слова «Братья!», а само сокольство называлось «братством».

С другой, стойким рефреном звучали слова об уважении к женщинам, начиная ещё с речи писательницы Каролины Светлы, «матери» сокольского знамени 1 июня 1862 года. Именно женщины, например, из «Клуба чешских дам поздравляли «соколов» с победами на соревнованиях и вручали им награды.

Однако этим дело не ограничилось. Уже с 1863 года в «Соколе» обучались не только юноши, но и девушки, а затем и женщины, причём под руководством инструкторов-женщин.

Женщины также посещали в качестве слушателей сессии Общего собрания Пражского «Сокола». В 1868 они также появились среди членов-меценатов этого общества.

В октябре 1869 года было создано Пражское гимнастическое общество «женщин и девушек», во главе которого встала Катержина Фигнер, дочь Индржиха Фигнера и будущая жена Мирослава Тырша. Другим его лидером стала София Подлипска. В прессе утверждалось, что это общество было первым в своём роде в Европе.

Новое общество получало поддержку Пражского «Сокола», например, пользовалось его помещениями, но при этом принимало самостоятельные решения, например, в 1870 году отказалось хранить свои деньги в общей кассе. Более того, в том же году оно в свою очередь помогло «Соколу» средствами на восстановление разрушенного непогодой гимнастического зала.

В своей агитации активистки движения отмечали, что занятия домашним хозяйством недостаточны для всестороннего физического развития, что последнее необходимо во время приобретения самостоятельной профессии и что при определении нагрузок будут учитываться особенности женского организма.

Подобно своим коллегам-мужчинам, участницы общества не замыкались на одном только спорте, а занимались ещё, например, пением, выписывали прессу. Одной из их целей было привлечь к занятиям спортом учениц высших учебных заведений.

Таким образом, процессы женской эмансипации действительно отразились на сокольстве. Представительницы «слабого пола», пусть и не на равных и не столь массово, но занимались спортом, их организация была официально признана и развивалась.


Другое по теме:

Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева
Несмотря на многократные попытки ученых объяснить процессы этногенеза, антропогенеза и расогенеза, все же существующие концепции носят преимущественно частный характер. До настоящего времени в этноло ...

Классификация геосистем по Сочава. Геомера и геохора
Геосистема (от греч. geo - Земля и systems - целое, составленное из частей) - фундаментальная категория геоэкологии. 1) по В. Б. Сочаве, который ввел понятие, геосистема - особый класс управляющих си ...

Бытовая культура из истории эфиопов
Ранее, в те времена главным занятием абиссинцев являлось земледелие, которое происходило с арабских нагорий, откуда и пришли первые семитские переселенцы. Особо ценным даром Абиссинии со стороны древ ...