Женский вопрос

Во второй половине XX века одной из популярнейших тем стали гендерные исследования. История сокольского движения в этом смысле не стала исключением и уже рассматривалась под таким углом в современной историографии. Представляется, что имеющиеся в распоряжии источники позволяют освятить этот вопрос.

С одной стороны, сокольство осознавалось его участниками как мужское братство. В частности, почти любое обращение, объявление и т.д. начиналось со слова «Братья!», а само сокольство называлось «братством».

С другой, стойким рефреном звучали слова об уважении к женщинам, начиная ещё с речи писательницы Каролины Светлы, «матери» сокольского знамени 1 июня 1862 года. Именно женщины, например, из «Клуба чешских дам поздравляли «соколов» с победами на соревнованиях и вручали им награды.

Однако этим дело не ограничилось. Уже с 1863 года в «Соколе» обучались не только юноши, но и девушки, а затем и женщины, причём под руководством инструкторов-женщин.

Женщины также посещали в качестве слушателей сессии Общего собрания Пражского «Сокола». В 1868 они также появились среди членов-меценатов этого общества.

В октябре 1869 года было создано Пражское гимнастическое общество «женщин и девушек», во главе которого встала Катержина Фигнер, дочь Индржиха Фигнера и будущая жена Мирослава Тырша. Другим его лидером стала София Подлипска. В прессе утверждалось, что это общество было первым в своём роде в Европе.

Новое общество получало поддержку Пражского «Сокола», например, пользовалось его помещениями, но при этом принимало самостоятельные решения, например, в 1870 году отказалось хранить свои деньги в общей кассе. Более того, в том же году оно в свою очередь помогло «Соколу» средствами на восстановление разрушенного непогодой гимнастического зала.

В своей агитации активистки движения отмечали, что занятия домашним хозяйством недостаточны для всестороннего физического развития, что последнее необходимо во время приобретения самостоятельной профессии и что при определении нагрузок будут учитываться особенности женского организма.

Подобно своим коллегам-мужчинам, участницы общества не замыкались на одном только спорте, а занимались ещё, например, пением, выписывали прессу. Одной из их целей было привлечь к занятиям спортом учениц высших учебных заведений.

Таким образом, процессы женской эмансипации действительно отразились на сокольстве. Представительницы «слабого пола», пусть и не на равных и не столь массово, но занимались спортом, их организация была официально признана и развивалась.


Другое по теме:

Национальный костюм
Мужская одежда крымчаков, по описанию начала текущего столетия, состояла из "синего архалука, стянутого широким поясом с серебряными украшениями, независимо от небольшого кинжала или медной черн ...

Вывод
Благодаря всем выше перечисленным исследованиям Дагестан стал одним из наиболее изученных районов страны. Все же не стоит останавливаться на достигнутом, а идти дальше включая в работу смежные дисцип ...

Шуваловский парк
Главное богатство Шуваловского парка – это, конечно же, природа. Город наступает. С юга только ж/д ветка сдерживает наступление, но с севера вскоре придет инфраструктура, связанная с кольцевой автодо ...