Статьи » Алтайский этнос в системе российской государственности » Этнический состав населения Республики Алтай

Этнический состав населения Республики Алтай
Страница 1

В наше время, в XXI столетии, алтайцы остаются древним тюркским народом, который прошел непростой исторический путь. Алтайцы добровольно вошли в состав Российской империи в XVIII веке, и с тех пор Алтай является одним из регионов Российской Федерации, называемый в данный момент Республикой Алтай. Население, которое проживает на данной территории, впервые было переписано только в 1897 году, при проведении первой Всеобщей переписи.

Эта перепись проводилась по всей империи и зафиксировала все малые народы Сибири, в том числе и алтайцев. Титульным этносом являются алтайцы. В 20 - е годы XX века алтайцы еще не имели общего самосознания и относили себя по этнической принадлежности к той или иной группе. По происхождению, по особенностям языка, традиционным формам культуры, образу жизни к северным алтайцам относят тубаларов, челканцев, кумандинцев; к южным алтайцам относят собственно алтайцев (или алтай - кижи), теленгиты, телесы, телеуты.

Вопрос об общей людности аборигенных народов на территории Тобольской и Томской губерний выяснял исследователь С. К. Патканов. Его работа с данными переписи и дополнительными источниками позволила выяснить примерное число населения: алтай- кижи – 20 915, шорцы – 13 902, телеуты – 9 200, тубалары – 6 342, теленгиты- 5 169, кумандинцы – 4 092 человек. В итоге население на этой территории составляло около 59 тысяч человек. Если не считать тюрков Кузнецкого Алатау, то численность тюрков Алтая составляло около 34 тысяч человек.[85]

Немаловажную роль в жизни Горного Алтая сыграли переселившиеся русские крестьяне. В первой половине XVIII века, когда алтайцы входили в состав Джунгарии, русские поселения едва достигали подошвы Алтая, примыкая к горам вдоль больших рек – Иртыша, Чарыша, Бии, Томи.

Пограничными русскими пунктами были: на р. Томи – Кузнецкий острог; на реке Бии – Иконниково; на реке Чарыше - деревни демидовских крестьян; на Иртыше – Усть –Каменогорская крепость. Между этими пунктами и реками в 1755 году был выстроен сплошной ряд форпостов, крепостей, редутов, острогов, маяков.

Южнее русских приграничных линий кочевали алтайцы. Постепенно русское население стало переходить пограничные казачьи линии и селиться на привольных местах Горного Алтая, причем первоначально заселение это производилось беглыми заводскими и государственными крестьянами.

Причины, заставлявшие крестьян уходить за эту линию, таились в невыносимо тяжелых условиях, в которые были поставлены сибирские крестьяне.[86]

Развивающаяся царская горнозаводская промышленность в Алтайском округе требовала большого количества дешевой рабочей силы, которой не было. Государственные крестьяне, жившие в этом крае, не имели никакой нужды идти работать на заводы, так как они, благодаря малой населенности Сибири, имели достаточно земли, вполне обеспечивавшей их существование. Поэтому, чтобы обеспечить государственные заводы достаточной рабочей силой, нужны были принудительные меры, нужно было внеэкономическое принуждение. Появились царские указы, приписывавшие государственных крестьян целыми селениями и волостями к определенным заводам, с обязательством выполнять на этих заводах различные работы по указанию заводского начальства. По существу царские указы вводили для значительной части сибирских государственных крестьян настоящее крепостное право, только в особой форме: крестьян прикрепляли не к земле, а к заводам, и распоряжались крестьянами не помещики, а заводское начальство. Крестьяне должны были отрабатывать заводскую барщину, отнимавшую у них почти все рабочее время. При таких условиях крестьянам некогда было заниматься своим хозяйством, и последнее приходило в упадок. Тяжелое материально-правовое положение и невыносимо тяжелые условия военно-заводского режима заставляли приписных крестьян бежать за пограничную линию в Алтайские горы.

Появившись в новых местах, беглые крестьяне быстро ориентировались и вскоре же начинали осваивать большие участки земли, образуя целые селения.

В конце XVIII века отдельные беглые русские крестьяне проникают в верховья Катуни, в долину Коксы, где образуют деревни Коксу и Уймон.

В 1791 году они обратились к царскому правительству с ходатайством о признании их русскими подданными. Они были приняты как «ясачные» и обложены ясаком. Первые поселенцы образовали здесь свое, особое от алтайцев, селение, в котором жили кумандинцы из предгорной части Алтая и различные русские переселенцы. Так образовалась д. Уймон.

В начале XIX века здесь появились старообрядцы, которые поселились отдельно, образовав Нижний Уймон.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Традиционное искусство эфиопов
Искусство, наверное, любого народа является отражением его характера, мировосприятия. Основные искусства, которые наиболее ярко проявились и составили часть души эфиопов, это музыкальные и литературн ...

Кушанья
Возникнув на основе пищи крестьян, стол горожанина в дальнейшем обогатился многими новыми кушаньями и напитками и, в свою очередь, оказал большее влияние на развитие крестьянской пищи. Главным кушань ...

Национальная кухня
Мясо и различные молочные продукты были основными в питании бурят. Из молока приготовляли варенец (тараг), твёрдые и мягкие сыры (хурууд, бисла, хэзгэ, аарса), сушёный творог (айруул), пенки (урмэ), ...