Статьи » Алтайский этнос в системе российской государственности » Этнический состав населения Республики Алтай

Этнический состав населения Республики Алтай
Страница 2

К 1825 году к югу от Колывано – Воскресенской линии уже было образовано уже 221 русское селение, составившее целую алтайскую волость. С этого времени к русскому начальству поступало от алтайских зайсанов (старейшины родов) многочисленные жалобы на земельные захваты со стороны русского населения.[87]

Сибирское начальство, почувствовав в жалобах зайсанов предупреждение, что заселение горной части может повлечь за собой неисправный и уменьшенный взнос ясака, дало «распоряжение о запрещении дальнейшего заселения калмыцких стойбищ». Однако переселение на Алтай продолжалось, несмотря на запрещение. С каждым годом район заселения расширялся, приближаясь к Горному Алтаю. Многие крестьяне, переселившись на новые места, начинали заниматься охотой на пушного и копытного зверя, а также сбором кедрового ореха. Однако наряду с этими занятиями они продолжали заниматься и земледелием. Оно развивалось и на новом месте. Для этого крестьяне выжигали под пашни лес. Нередко такие выжиги приводили к большим пожарам. Нерациональное использование лесных богатств приводило к упадку алтайских хозяйств. Особенно страдали от выжигов алтайцы – охотники. Зверь уходил дальше в горы, в тайгу, и, чтобы его добыть, охотнику приходилось потратить немало усилий для этого. Многие алтайцы, учитывая бесперспективность такой охоты, стали приспосабливаться к новым условиям жизни. Они начинали интенсивнее заниматься земледелием.[88]

Первыми к земледелию приобщились кумандинцы. По примеру русских крестьян они стали расширять свою запашку, переходя одновременно от мотыжного земледелия к более прогрессивному, плужному земледелию. В районах тесного соприкосновения с русским населением кумандинцы строили жилые дома и другие хозяйственные постройки, приобщались к огородничеству и заготовке сена для зимнего содержания скота. Таким образом, начинался процесс перехода на оседлость алтайцев. Этот переход делится на два периода. Первый период идет с начала XVIII- го столетия с появлением русских в Сибирь и на Алтай. Главными причинами перехода алтайцев на оседлость являются: сближение алтайского и русского народов, развитие производительных сил и товарно-денежных отношений, пример хозяйствования русских крестьян и т.д.

Второй период, начавшийся после Октябрьского переворота, наиболее интенсивный, приведший кочевые и полукочевые племена алтайцев к окончательной оседлости. После Октябрьской революции, большевики, согласно ленинскому плану начали плановый перевод на оседлость многих малых народов царской России, в том числе и алтайцев. Перевод на оседлость хозяйств коренного населения Алтая сопровождался не только ломкой их экономического положения и изменением образа жизни, но и трансформация освященных религией обычаев, традиций. Изменялись извечные родовые структуры, имевшие большое значение в жизни алтайца-кочевника.[89]

Глубокий анализ хозяйственных форм алтайцев конца XIX века дал С.П. Швецов. По его расчетам 19,3% коренного населения перешли на оседлость, возможно под влиянием русских крестьян переселившихся сюда и образовавших 26 поселений в долинах Чуйского и Уймонского трактов. Среди этой части населения определились социальные слои: крестьяне, мещане, купцы и прочие. У коренного населения Горного Алтая началось классовое расслоение, что свидетельствовало о развитии товарно-денежных отношений.[90]

Немаловажную роль сыграли русские крестьяне. Тесное общение трудящихся масс между собой способствовало росту и укреплению добрососедских отношений между ними. В истории Горного Алтая и его населения имеется немало примеров, когда трудящиеся- алтайцы с открытой душой принимали переселенцев и с завидным радушием приглашали их в свои улусы для постоянного жительства.

Но, кроме переселившихся русских крестьян на территории Алтая, проживали и казахи. Появление казахов на Алтае обозначалось негативным отношением коренного населения к ним. Первые казахи появились на Алтае как грабители. Грабежи и угон скота, увод алтайского населения в плен продолжалось в течение XVIII - XIX веков.

Начиная с 30-х гг. XIX. в. отдельные группы казахов стали эпизодически предпринимать попытки переселиться на территорию Горного Алтая. Во второй половине XIX века миграционные давление казахов в Горном Алтае стало для коренного населения весьма ощутимым. В 1866 г. группа казахов обосновалась в Черно - Ануйском стане Алтайской духовной миссии. Приняв православие, казахи осели в селах Черный Ануй и Тадрала. Они стали самовольно занимать кочевья алтайцев 2,3,4 и 6-й дючин, угонять скот и грабить ясачное население.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

За власть Советов
Начало ХХ века отмечалось подъемом революционного движения в Боровске и уезде. Главной революционной силой здесь стали ткачи, добивавшиеся улучшения условий жизни и труда. Их выступления отмечались и ...

Географическое положение и особенности Северной Америки
Северная Америка, материк в северном полушарии, пересекается тропиком и полярным кругом. Площадь - 20,36 млн кв.км. Омывается Тихим, Атлантическим и Северным Ледовитым океанами. Берега сильно изрезан ...

Общество
Социальная структура. До 1964 члены королевского клана мухаммадзай (пуштуны союза племен дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархической лестницы. Следующий по значению слой со ...