Титульный этнос Республики АлтайСтраница 1
Алтайцы являются титульным этносом Республики Алтай. Они, как было сказано, делятся на северных и южных алтайцев. К северным алтайцам принято относить тубаларов, челканцев, кумандинцев, а к южным - телеутов, теленгитов, телесов и алтай - кижи. В настоящее время алтайцы составляют примерно 30% (около 60 тыс. человек) от всего населения республики.
Разделение алтайцев на северных и южных не случайно. Разнообразие традиционной культуры коренных жителей Горного Алтая имеет глубокие корни, связанное с их происхождением и этнической историей. Этот вопрос привлекал внимание отечественных исследователей с XIX века. В числе первых был Гельмерсен Г., взгляды которого оказали сильное влияние на последующих исследователей. В ходе знакомства с жизнью и бытом кумандинцев низовья Бии, он обнаружил в их внешнем облике и одежде большое сходство с угро-финскими народами и их культурой. Он считал, что большинство северо-алтайских племен состоит в этническом родстве с тувинскими племенами. Характеризуя восточные и северные племена Алтая (телесов и телеутов), он отметил, что их неправильно называют калмыками, они потомки первоначальных обитателей края.[98]
В. В. Радлов считает необходимым разделить коренных жителей на «татар северного Алтая» (с выделением куманды, ку - кижи, туба) и «татар собственно Алтая» (алтай - кижи, чуй - кижи, телеуты).[99]
Взгляды Г. Гельмерсена и В. Радлова подверг критике А. В. Адрианов. «Куманды и кузен, может быть, еще состоят в тесном родстве, хотя различаются несколько по языку, они носят косы (мужчины), признак, отличающий их от всех остальных соседних татар». Он отметил обычай их замужних женщин носить чегедек (традиционная одежда замужних женщин), такой же «какой носят алтайки, например, в системе р. Катуни». Тем самым, «кергеши и комноши гораздо ближе стоят к алтайцам, напоминая и их типом, чем к куманде и кузенам», - заключил он.[100]
Интересные антропологические и этнографические наблюдения имеются в работах Н.М. Ядринцева. Он писал, что алтайская народность имеет разнообразные типы, указывающие на конгломерат, собрание народностей, подчинившихся, когда-то сильному тюркскому влиянию, а монгольский тип, господствующий на юге Алтая, превращается на севере в «более чистый, почти европейский тип». Он отметил также «значительное разнообразие алтайской народности и в культурном отношении», и выступил против стереотипов «всех их считать кочевниками, а черневых татар какими - то дикими звероловствами». Хозяйство и быт алтайцев, по его мнению, представляет собой «пример соединения в своей жизни промыслов», т. е. скотоводства, земледелия, звероловства и кузнечного дела.[101]
Проблеме происхождения алтайских племен уделили внимание Аристов Н. А. Вслед за Радловым В., он распределил их на две группы: собственно тюрков - алтайцев и телеутов; и на «отуреченных енисейцев и самоедов бассейна верхней Оби» (кумандинцы, челканцы, йыш - кижи / туба). Характеризуя эти группы, он отмечал, что «телеуты, телениты - чуйцы, один и тот же народ, тем более, что истинное имя этого народа, очевидно, есть теле… Тёлёсы имя племени особого от теле, надо полагать, что остаток от тюрков - тюкю, у которых …существовало два главных рода или племени телес и тардуш, правители которых всегда из ближайших родственников хана». А вторую группу племен Алтая, за исключением черневых татар (йыш - кижи), он практически отнес к потомкам древних тюрков. При интерпретации легенды о происхождении древних тюрков от обитавшего на севере Алтая племени со, и их последующем разделении на четыре ветви (лебедь «ку» и др.). Н. Аристов в качестве аргумента указал на наличие слова ку в названиях ку - кижи, куманды и на род со (солу) в составе кумандинцев.[102]
В исследование алтайского языка большой вклад внес Н.А. Баскаков, выдвинувший идею о делении языка современных алтайцев на северный и южный диалекты. Он отметил, что «в языке северных алтайских племен сохранилось значительно больше черт древнетюркских языков, чем в южно - алтайских диалектах». Вместе с тем он подчеркивал, что «язык южных алтайцев, предки которых вместе с древними кыргызами находились в длительном общении с кыпчаками, приобрел кыпчакские черты, хотя и сохранил свою древнюю основу, общую с древнекыргызским языком. Последний по своему грамматическому строю и лексике сближается с древним огузским и древнеуйгурским языками».[103]
Результаты предшествующих исследований продолжил, а затем и подвел итоги Л.П. Потапов. Один из основных из его выводов: « …В смешанном этническом субстрате северных алтайцев, куда входили самодийские, енисейские и угорские группы, несомненно, были и древние тюркские элементы, связанные с племенами объединений теле и тюкю». А по поводу происхождения южных алтайцев он утверждал: « Племена теле, явившиеся наиболее ранними историческими предками южных алтайцев, сохраняя свою этническую основу, частично смешивались с племенами древних тюрков - тюкю, с древними кыргызскими и кыпчакскими племенами в период с IX по XII века на территории между Иртышом и Енисеем…»[104]
Другое по теме:
Центральная зона
Часть Китай-города по обеим сторонам Ильинки (ул. Куйбышева) в конце XIX – начале XX в. оформилась как московское «сити» – район деятельности московских финансистов и предпринимателей. Об этом свидет ...
Тургайский прогиб. Палеогеографические особенности современных геосистем. Прошлый
и настоящий сток
Турга́йская доли́на (Турга́йская ложби́на) — эрозионно-тектоническая ложбина на северо-западе Казахстана, между Уралом и Мугоджарами на западе и Казахским мелкосопочником на восто ...
История религии и обрядов жителей села
В VII–VIII вв., во время арабских завоеваний, жители Западного Дагестана, в том числе ахвахцы, остаются вне влияния арабов. Начало исламизации Дагестана совпало с миссионерской деятельностью Грузии в ...