Титульный этнос Республики Алтай
Страница 3

В сложившихся условиях лидеры «северных алтайцев», т. е. этнических групп тубаларов, челканцев и кумандинцев предпринимают попытки самостоятельно решать свои насущные проблемы. Для координации усилий сначала создается объединение севреных алтайцев, затем оно преобразовывается в ассоциацию тубаларов и челканцев Турочакского и Чойского районов. Со временем был поставлен вопрос о признании их самостоятельными этносами и отнесении их к коренным малым народам России. Для подобной постановки вопроса прецеденты уже имелись. Так, в соседнем Алтайском крае существовала ассоциация кумандинцев, а в Кемеровской области - ассоциация телеутов. В средине 1990 - х гг. телеуты и кумандинцы получили официальный статус коренных малочисленных народов России. Это позволило им в первое время получать хоть какую - то материально - финансовую помощь со стороны федеральных органов власти. В принципе действия лидеров кумандинцев и тубаларов можно понять и найти им разумное объяснение.

Если лидеры северных алтайцев действовали открыто на протяжении нескольких лет, то неожиданностью для общественности стало сообщение в прессе о том, что согласно постановлению правительства РФ от 24 марта 2000 г. в перечень малочисленных коренных народов России включены и теленгиты.[109]

Таким образом, на этнические процессы в Горном Алтае оказывали влияния как объективные, так и субъективные мотивы. Самоопределение указанных этнических групп происходило на общем фоне эйфории свободы и «парада суверенитетов», охвативших территорию РФ в 1990-е годы.

Перепись населения 2002 г. Зафиксировала «старые» этнические группы алтайцев в новом качестве - как отдельных этносов. Об их численности по РА в целом и отдельно можно судить по таблице 1 (Приложение 4).

В настоящее время в критическом состоянии оказались языки (диалекты) тубаларов, кумандинцев и челканцев. Среди них удельный вес людей, владеющих языком своего этноса, не превышает соответственно 25,27 и 54%. Отрицательное влияние оказало также их дисперсное и смешанное проживание в Труочакском и Чойском районах, где они составляют меньшинство. У алтайцев и теленгитов доля лиц владеющих языком своего народа была заметно выше - соответственно 86,7 и 96,8%. Алтайцы и теленгиты составляют 73,5% населения Улаганского района и 42% населения Кош - Агачского района (где 55% казахи). В настоящее время актуальным остается проблема сохранения языка, традиционной культуры и улучшения условий коренных малочисленных этносов РА, как, впрочем, и всего алтайского народа.

Сотрудники института алтаистики г. Горно-Алтайска проделав немало исследований, пришли к выводу, что на общей волне социальных перемен второй половины 1980 -1990-х гг. вновь «просыпается» историческая память людей о своих этнических корнях и традиционной культуре, элементы которой реально сохранились. В сознании большинства коренных жителей Горного Алтая до сих пор устойчивы представления об их принадлежности к конкретной этнической группе и роду (сёоку). Основными критериями по которым происходит самоидентификация отдельного человека и их групп, являются язык, семейно - родственные, религиозные и другие традиции, знание своих ближайших предков, сёока, этнической группы, а также место проживания и окружающая социальная среда.[110]

Среди внутренних факторов следует отметить влияние семьи и родственников. Большую роль играют личные представления человека о своем народе: его культуре (традициях), истории, известных представителях народа. Заметное влияние оказывают и внешние факторы: местное сельское сообщество, общеобразовательная школа, средства массовой информации, лидеры общественных и религиозных объединений, а также официальная пропаганда. Большую роль играют такие общеобразовательные школы как республиканская национальная гимназия им. В.И. Плакаса, республиканский лицей, Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайский педагогический колледж и многие другие учреждения, из стен которых выходит современная алтайская интеллигенция, знающая свой язык, традиции и обычаи. Именно в этом современном поколении многие видят потенциал дальнейшего развития Республики Алтай как субъекта Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

Приглашения и подарки
Если вы приглашены на обед к итальянской семье (редкая честь), вы должны взять с собой небольшой подарок: цветы, печенье, конфеты. Однако, например с цветами, нужно быть осторожным: · нельзя дарить х ...

История становления главных улиц Харькова: этапы и современные тенденции
До нынешней площади Свободы застройка Сумской улицы дошла в середине прошлого столетия. В этом районе стали поселяться представители духовенства, интеллигенции, лиц свободных профессий - юристов, вра ...

Якутская хомусная музыка и его древняя технология изготовления
Музыкальный инструмент варган (греч. ог§апоп) распространяет у многих народов земли на всех континентах. Имеет свой специфический размер, форму и в зависимости от этого своеобразное звучание. Он изго ...