Статьи » Народные праздники » Рождество и рождественско-святочная обрядность

Рождество и рождественско-святочная обрядность
Страница 1

праздник обрядность гуляние

Рождество повсеместно в России почитали в качестве большого праздника. Отмечали его в течение 2-3 дней в кругу семьи. Хозяйки варили мясной суп, жаркое, холодец, пекли пироги, лепешки с картофелем, творогом, грибами. На Новый год резали поросенка, ставшего у русских символом плодородия, и готовили блюда из свинины. Ритуальной едой были кутья, блины, а также маленькие булочки в форме овечек, коровок, которые раздавались всем членам семьи. Последний день рождественского поста соблюдался особенно строго: ничего не ели от зари до вечерней звезды. . Праздничную трапезу в юго-западных районах проводили на соломе или сене. «В эту ночь приносят сено, пол застилают настольницей и ужинают на этом сене», — так объясняют этот обычай жители Себежского района.

На Псковщине получила распространение западная традиция — устраивать на Рождество кукольные представления, которые показывали кукольники в переносном ящике-театре — вертепе. Театральное действие делилось на две части: религиозную и светскую. В отличие от западноевропейского варианта, восходящего к средневековым религиозным мистериям, в восточнославянском вертепе большая часть представления была отведена под бытовые сценки из народной жизни, евангельский сюжет о рождении Иисуса Христа был менее популярен среди русских.

Период с вечера кануна Рождества до Крещения (24 декабря — 6 января по ст.) назывался в народе Святками или Святыми вечерами. Сроки Святок и отношение к ним как к празднику было различным даже в пределах Псковской земли. В одних местах все население не работало в течение двух недель, а в других — работали утром, а вечером собирались на вечерки, в третьих — Святки считались праздником молодых, поэтому молодые гуляли, а взрослое население в это время могло работать.

Начинались Святки с хождения славильщиков. В ночь на Рождество дети или подростки отправлялись со звездой по домам славить Христа, т.е. петь под окнами рождественские молитвы. В Опочецком районе «вон такой крест сделает, венком кругом . Христоносцы ходили, бывало . как попы пели». Звезду изготавливали из бумаги, вставляя внутрь свечу; могли также носить решето, укрепленное на шесте ребром, во внутреннюю часть решета ставили зажженную свечку; звездой же называли стеклянный фонарь, обклеенный цветной бумагой, со свечой внутри.

Характерной чертой Святок было ряженье. Нередко ряженые совершали обход домов вместе с колядовщиками. Крестьяне, изменив свой облик с помощью нетипичных для обычного времени костюмов и масок, олицетворяли нечисть, которая, по поверью, именно в период Святок вела себя особенно активно. Поведение ряженых отличалось вольностью и шалостями, запрещенными в обычное время.

Повсеместно были распространены сценки с похоронной и свадебной тематикой, сопровождаемые неприличными шутками, осмеянием всех и всего, глумлением над кем и чем угодно.

В некоторых местах Псковской губернии ряженые изображали встречу Нового года: «Один . наряжался стариком, надевал старую оборванную одежду, другой (мальчик) надевал красную рубаху, белую шапку с кисточками, обшитую галуном. Старик — уходящий год — садился на стул посреди избы. Ровно в полночь в избу радостно вбегал мальчик — Но вый год, сталкивал со стула своего предшественника и садился на его место. Старый год при общих криках, насмешках выталкивался вон из избы. Все поздравляли друг друга с Новым годом и желали каждому здоровья и добра:

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Тенгиз-Нуринская мегагеосистема. Структурная организация геосистем и современные экологические проблемы
Тенизская мегагеосистема представлена Тениз-Нуринской макрогеосистемой (II), которая объединяет территории, приуроченные к бассейнам рек Нуры, Куланотпес, Кон и других мелких речек, впадающих в озеро ...

Краєзнавчо-туристичний маршрут Прилуцьким районом
Доброго дня. Ви знаходитесь на території Прилуцького району, який розташований на півдні Чернігівської області. Межує з Бобровицьким, Ніжинським, Ічнянським, Варвинським, Срібнянським районами Черніг ...

О Ермаке
Летописи, несколько царских грамот и недавно найденный Синодик Ермаковым казакам – вот весь круг источников, из которых мы черпаем сведения о Ермаке. Они не содержат бесспорно достоверных сведений ни ...