Статьи » Народные праздники

Народные праздники

Большое место в жизни русского населения занимали народные праздники. Они являлись специфическим видом народной культуры, и многие из них уходили своими корнями еще в дохристианские, языческие времена, складываясь, развиваясь в течение веков, сохраняли древние традиции и впитывали новые черты. Они объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность и многое другое.

В повести писателя-фантаста Станислава Лемма есть герой-ученый, которому со школьной скамьи не удается освоить науку о... праздниках и подарках к ним. Уважаемый ученый очень страдает от этого недостатка, считает, что это очень стыдно!

Если вдуматься, наука о праздниках — совсем не выдумка: ведь в древности у всех народов существовали очень серьезно продуманные системы праздников. Все они отражали видимое глазом годовое движение светил по небосклону: Солнца, Луны, яркой звезды Сириус... от поведения которых зависело, будет ли засуха, ураганы, сильные морозы, громы и молнии. Все эти бедствия, казалось людям, Солнце или Луна насылают на людей, чтобы наказать их за какие-нибудь провинности. Поэтому человеку надо было просить у природы прощения, благодарить ее за помощь, за благополучие всей семьи, за хороший урожай, удачную охоту, здоровый скот. А как благодарить? Конечно, песней, игрой, т.е. веселым праздником! И рождались благодарственные, шуточные и печальные песни, приметы, гадания и обряды в честь небесных родителей.

Наши далекие предки — древние славяне — делили год на три праздничных периода «по деятельности света»: посев, уборку урожая и подготовку к новому посеву

Можно выделить две основные черты народных праздников: мировоззренческий аспект и коллективный характер проведения.

Первый праздничный период начинался с февраля и включал праздники, посвященные рождающемуся Солнцу и прославлению великой Лады, его матери. Люди как бы готовились к встрече великого светила. А сама встреча была на Масленицу. Потом праздновали Троицу, и до 7 июля — дня Ивана Купалы (Иванова дня) — было особенное веселье: все весенние работы в поле завершались, а сенокос еще не начинался. Вот и веселились, отдыхая перед трудными днями сенокоса и уборки урожая. Ивановым днем начинались летние праздники, посвященные самой большой силе Ярилы — Солнца. 12 июля были Петровки (начало сенокоса), посвященные ученикам Иисуса Христа Петру и Павлу, с 14 по 19 августа — Спасовки (начало сбора урожая), летний период завершал Покров (14 октября) — к нему заканчивали все полевые работы.

Зимой, когда в природе все затихает, наши предки не сидели сложа руки. Они чинили плуги и бороны, готовились к новому севу. Девушки, сидя долгими вечерами за рукоделием, готовили одежду к весне. А с 25 декабря, когда солнце снова шло на встречу с весной, начинались зимние праздники.

У наших предков Новый год начинался с марта, с таяния снегов, а не с 1 января. Так было до 1492 года. Князь Иван III повелел считать началом года 1 сентября, когда велено было платить дань, пошлины, оброки. А с XVIII в. Петр I изменил все российское летоисчисление и способ празднования Нового года. Государь Петр Алексеевич повелел: «Впредь лета считать в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря 1700 года от Рождества Христова». В знак начала Нового года и нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви повелено было «по большим проезжим знатным людям перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, и чтоб поспело к 1 генваря 1700 года; а стоять тому украшению генваря по седьмое число того же года. До генваря же в первый день в знак веселья поздравлять друг друга с Новым годом...»

Вот так и утвердился на Руси Новый год — самый веселый, самый любимый народный праздник. А за ним (7 и 19 января) следуют два больших христианских праздника: Рождество Христово и Крещение. А между ними располагаются Святки.


Другое по теме:

Казахский мелкосопочник. Геологическое строение и рельеф
является остатком древней огромной горной страны, разрушенной под влиянием процессов денудации выветривания, окраинные участки которого погружены под рыхлые отложения. Процессы разрушения происходили ...

За власть Советов
Начало ХХ века отмечалось подъемом революционного движения в Боровске и уезде. Главной революционной силой здесь стали ткачи, добивавшиеся улучшения условий жизни и труда. Их выступления отмечались и ...

История этнонимов
Этноним — это название рода, племени, народности, на дни. Он образован из двух слов: этнос — народ и ном — имя. В любом этнониме содержится некая характеристика народа, но не всегда она бывает справе ...